Пломбировочные устройства – структурный элемент в комплексной системе безопасности

Пломбировочные устройства – структурный элемент в комплексной системе безопасности.

В.В. Крылов, А.В. Ермилов

 

 

На прошедшем с 14 по 18 мая 2008 года Международном салоне "Комплексная безопасность 2008" ЗАО "ИПК "СТРАЖ" представлена концепция создания "Национальной системы пломбирования".

Применение пломб для обеспечения сохранности « казны», имущества, сбора дани и податей известно уже несколько веков. За это время эволюция простейших пломб привела к созданию современных пломбировочных устройств, изготавливаемых промышленным способом. В настоящее время во всем мире применяется несколько сотен миллионов пломбировочных устройств различного класса и назначения: силовых запорно-пломбировочных устройств, пломбировочных устройств для контрольного блокирования, индикаторных пломбировочных устройств, электронных пломбировочных устройств. Пломбировочные устройства широко применяются на различных видах транспорта для защиты грузов и решения логистических задач, во всех отраслях промышленности и системах обеспечения жизнедеятельности населения, для организации учета объектов и грузов, регистрации проведения контрольно-надзорных функций, проведения таможенных и фискально-налоговых процедур. Основная цель пломбирования – выявить факт несанкционированного доступа к защищаемому объекту и упростить учетно-контрольные функции на объекте.

Пломба – значимый элемент системы безопасности

В этой связи пломбировочное устройство или пломба нами рассматривается как значимый элемент системы безопасности, обеспечивающий индикацию криминального вмешательства и защиту объекта (груза) от несанкционированного доступа, идентификацию, учет и контроль объектов и грузов, решение логистических задач, разделение юридической и материальной ответственности между участниками процесса обеспечения безопасности объекта.

Уникальность пломбировочных устройств (пломб) заключается в том, что при всей своей простоте они являются носителем таких свойств и характеристик, которые обусловливают возможность их эффективного применения в системах безопасности и противокриминальной защиты объектов.

Применение пломбиро- вочных устройств в систе- мах безопасности и логисти- ки позволяет обеспечить:

1. Индикацию криминального вскрытия и доступа к защищаемому объекту. Вскрытие пломбы, санкционированное или криминальное, приводит к ее разрушению, легко определяемому визуально. Пломба – простейший и надежный индикатор внешних воздействий. Электронные и электронно-оптические пломбы обеспечивают дистанционную сигнализацию вскрытия.

2. Фиксацию следов криминальных воздействий. Любое криминальное вмешательство оставляет устойчивый след, воспринимаемый специальными элементами конструкции. По оставленным на пломбе следам, возможно, с большой достоверностью установить время криминального проникновения и инструмент, используемый преступниками. Поэтому пломба является « свидетелем» преступления и рассматривается судами как важнейшее вещественное доказательство криминальных действий.

3. Уникальную идентификацию: объектов; грузов; различных процессов и процедур, выполняемых на объектах или с объектами (например – проведение таможенного досмотра, налоговой проверки; регулировки органов управления объекта; поверки средств измерений; осуществления государственного технического надзора; контроль технического состояния объекта и т. п.); субъектов, отвечающих за обеспечение функционирования объекта и его сохранность. Каждая пломба – универсальный обезличенный идентификатор, изготовленный с применением современных защитных технологий, препятствующих подделке. Индивидуальная контрольная маркировка, выполненная в производственных условиях, позволяет использовать пломбу как средство учета, контроля и логистики.

4. Защиту от « вандального» проникновения путем взлома. Силовые пломбы способны выдерживать значительные разрушающие усилия (свыше 2 тонн силы) и удары (св. 200 Дж). Силовые пломбы, выполняют функции весьма прочного одноразового замка, защищающего объект от хулиганских и криминальных силовых воздействий, преграждающего пути проникновения к объекту.

5. Информационную совместимость и адаптацию с интеллектуальными системами безопасности и информационными сетями, обслуживающими системы безопасности объектов, транспортно-управляющие логистические комплексы. Пломба – элемент информационной логистической цепи. Выполнение штрих-кода на пломбах упрощает учетные и логистические операции. Применение микрочипов в пломбах обеспечивает дистанционный информационный обмен между пломбой и контрольно-управляющим центром систем безопасности, позволяет получать, обрабатывать и передавать в режиме реального времени объективную информацию о состоянии пломбы, объекта и груза.

Критерий « цена – противокриминальный эффект»

На Международном салоне « Комплексная безопасность 2008» были представлены многочисленные образцы оборудования, приборов (видеонаблюдения, радиолокации, обнаружения взрывчатых веществ, наркотиков, людей, защиты информации, распознавания, контроля доступа, охранной сигнализации и др.), интеллектуальных систем защиты, перспективных и используемых в настоящее время в системах безопасности различных объектов. Однако их активное внедрение в ряде случаев сдерживается высокой стоимостью, сложностью технического обслуживания и ремонта, высокой вероятностью отказов в условиях воздействия сильных электромагнитных полей, жестких излучений, агрессивных сред, резких климатических изменений. Массовое применение современных плом- бировочных устройств определяется их относительно низкой стоимостью и способностью успешно выполнять свои функции в любых условиях. Оценка эффективности применения пломбировочных устройств по критерию « цена – противокриминальный эффект» показывает, что они могут активно конкурировать с высокотехнологичными образцами защитного оборудования и приборов, а в ряде случаев и превосходить их по этому показателю. Не подменяя по сути функции указанных средств, пломбировочные устройства могут быть успешно адаптированы в интеллектуальные системы безопасности или автономно выполнять самостоятельные задачи на объектах и в условиях, когда применение сложной техники невозможно или нецелесообразно по техническим или экономическим показателям.

Безопасность и системы пломбирования

Настоящий период характеризуется тенденцией устойчивого роста экономики России, расширением деловой активности и межотраслевых взаимосвязей субъектов хозяйственной деятельности, существенным увеличением объемов товарооборота и грузоперевозок, выполняемых всеми видами транспорта, развитием межгосударственных связей и мировой торговли. В этих условиях обеспечение безопасности и противодействие международному терроризму, криминальным проявлениям (мошенничество, хищения, коммерческий шпионаж, наркобизнес и пр.) являются приоритетными для государственных органов всех уровней и хозяйствующих субъектов. Одной из основных задач обеспечения безопасности на опасных промышленных объектах и транспорте являются: снижение рисков людских потерь, материального и пригодного ущерба вследствие техногенных и природных катастроф, террористических актов и криминальных действий.

Учитывая, что устойчивая работа транспортного комплекса является одной из основных составляющих национальной безопасности и прямо влияет на состояние экономического, оборонного, технологического, экологического и социального аспектов безопасности, Минтрансом разработаны Федеральные целевые программы (ФЦП) « Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы» и « Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 — 2015 годы)», которыми намечены меры по реализации Закона № 16-ФЗ « О транспортной безопасности», обеспечивающие комплексную безопасность и устойчивость транспортной системы. ФЦП предусматривается:

− принятие нормативноправовых актов, необходимых для реализации ФЗ « О транспортной безопасности»;

− определение полномочий органов исполнительной власти в области транспортной безопасности;

− проведение мероприятий по антитеррористической защищенности транспортной инфраструктуры;

− техническое оснащение транспорта различными системами безопасности;

− обеспечение контроля и надзора в области транспортной безопасности.

Отсутствие системного подхода к использованию технических средств для обеспечения современного уровня безопасности на протяжении всего производственного цикла (добыча, производство, переработка, хранение и транспортировка продукции) может привести к появлению неконтролируемых или слабо контролируемых маршрутов перевозок, хранилищ, технологических и иных процессов, и как следствие приводящих к экологическим, техногенным и прочим катастрофам.

Считаем, что само по себе техническое средство, какое бы совершенное оно не было, не способно решить проблемы безопасности без нормативно-правового регулирования всех процессов, связанных с их применением, организации выполнения, контроля и надзора соблюдения, установленных требований. Только такой комплексный подход обеспечит надежное решение задач безопасности.

Применительно к пломбировочным устройствам следует определить приоритетность создания единой национальной системы пломбирования, которая позволит:

− определить и классифицировать все объекты и процессы, подлежащие контрольно-фиксирующему и си- ловому пломбированию для обеспечения соответствующего уровня безопасности;

− систематизировать оценку стойкости систем пломбирования, определяемую из условий степени надежного обеспечения безопасности объекта;

− создать единую нормативную базу для характеристик технических средств пломбирования, методик и регламентов их применения;

− создать соответствующую индустрию номерных средств безопасности с государственным регламентированием процессов производства;

− осуществлять государственный контроль за наиболее важными процессами обеспечения безопасности при эксплуатации различных объектов инфраструктуры народного хозяйства и собственности граждан.

Достижение поставленной цели должно осуществляется через решение задач на различных уровнях:

− законодательном – разработка и принятие технического регламента по обеспечению антитеррористической и антикриминальной безопасности объектов, имущества, граждан с применением систем пломбирования;

− нормативном – продолжение практики разработки национальных стандартов на системы пломбирования и их гармонизация с международными стандартами ISO 17712 и ISO 18185;

− структурном – организация государственной специализированной комиссии с участием МВД, ФСБ, МЧС, Минтранса, Гостехнадзора, Ростехрегулирования, регламентирующей и контролирующей процессы пломбирования в рамках государства и региональных структур;

− организационном организация единого вневедомственного сертификационного испытательного Центра пломбировочных устройств и его аккредитация в государственных органах;

− практическом – Образование Некоммерческого партнерства производителей пломбировочных устройств;

− интеграционном – осуществление международных контактов с Международной ассоциацией производителей пломбировочных средств безопасности (SSIА).

Стандарты безопасности

Важнейшим элементом систем пломбирования являются нормативно-правовые документы, регламентирующие все процессы жизненного цикла пломб включая разработку, производство, испытания, обращение, учет, контроль и утилизацию, а также категорирование объектов, защищаемых пломбами. Оценивая ключевую роль и приоритетность этой проблемы по инициативе ЗАО « ИПК « СТРАЖ» и ЗАО « Промтрансниипроект» в составе технического комитета ТК 246 « Контейнеры», в 2000 году создан Подкомитет 6 « Устройства пломбировочные». За короткий период Подкомитет, изучив отечественный и зарубежный опыт производства и применения пломбировочных устройств, состояние и требования нормативной документации, разработал систему национальных стандартов « Устройства пломбировочные», вошедшую в классификационную группу ОКС 13.310 « Защита от преступлений». В подготовке стандартов принимали участие ведущие специалисты ЗАО ИПК « СТРАЖ», ЗАО « Промтрансниипроект», Росатома, ОАО « РЖД», Ростехнадзора, Минтранса, МВД РФ, других ведомств и организаций.

Для установления единых технических требований к пломбировочным устройствам в рамках стран СНГ Техническим Комитетом 246 « Контейнеры» на базе российских стандартов разработаны четыре межгосударственных стандарта, которые согласованы с государственными органами по стандартизации стран СНГ, утверждены и зарегистрированы Межгосударственным советом (г. Минск).

Принятые и введенные в действие стандарты определяют терминологию и классификацию пломбировочных устройств, устанавливают технические требования на все классы пломб (силовые, индикаторные, электронные). Впервые в отечественной и мировой практике в стандарты включены характеристики криминалистической устойчивости пломбировочных устройств (стойкость к несанкционированному вскрытию и подделке), являющиеся определяющими при оценке их надежности и пригодности к применению для защиты объектов. Эти показатели должны оцениваться и подтверждаться при сертификационных испытаниях пломбировочных устройств и проверяться в ходе криминалистических экспертиз различными измерениями по специальным методикам.

Учитывая все возрастающий рост мирового терроризма, появилась необходимость ужесточения требований к устройствам пломбировочным, используемым на опасных объектах, включающих технологические процессы, транспортирование и хранение опасных грузов. Эти требования изложены в ГОСТ Р 52734 « Устройства пломбировочные для опасных грузов. Общие технические требования». Стандартом установлены общие технические требования к пломбировочным устройствам, используемым на опасных объектах и для пломбирования опасных грузов, защитные характеристики, показатели надежности и безопасности, указания по эксплуатации, рекомендации по выбору и применению пломб для различных опасных объектов.

Стандарты и методы испытаний

Большинство существующих методик криминалистических исследований в основном рассчитаны на простейшие свинцовые пломбы, пломбы в виде пластинок, трубок и чашек, выпускаемых по ГОСТ 18677 — ГОСТ 18680, на которые наносится оттиск пломбиром при установке. По своей сути это трасологические методики, направленные на поиск следов воздействий, а не на оценку криминалистических показателей пломб. Такие методики не могут быть распространены на современные пломбировочные устройства. Учитывая это, ПК 6 « Устройства пломбировочные» разработан ГОСТ Р 52365 « Устройства пломбировочные. Требования к методикам испытаний стойкости защитных свойств и устойчивости к несанкционированному вскрытию», устанавливающий единые требования к содержанию, оформлению, экспертизе и согласованию методик криминалистических испытаний. В 2007 году подготовлен ГОСТ Р « Устройства пломбировочные. Методы испытаний запорно-пломбировочных устройств канатного типа на устойчивость к несанкционированному вскрытию. Общие требования».

При подготовке стандарта изучен и обобщен опыт экспертных исследований пломбировочных устройств применительно к известным способам вскрытия. Стандарт содержит методы диагностики и испытаний пломбировочных устройств на устойчивость к криминальным воздействиям.

Приведенные в таблице испытания упорядочены в порядке повышения стойкости пломб к криминальным воздействиям, сложности и трудоемкости осуществления. Первые пять видов испытаний оценивают устойчивость к неразрушающим воздействиям, не изменяющим конструкцию пломбы. Испытания 6 — 9 видов, определяют устойчивость пломбы к воздействием, связанным с изменением конструкции пломбы. Устойчивость к подделке и предварительной подготовке пломб определяется испытаниями 10 и 11 видов. Прочность пломб к разрушающим воздействиям проверяется механическими испытаниями 12 вида. Испытания проводятся последовательно, начиная с простейших видов (1 и 2), и далее в порядке повышения стойкости. При получении отрицательного результата, определяемого фактом вскрытия пломбы, испытания прекращаются. Пломбы другим видам воздействий не подвергаются.

Криминалистическая классификация пломб

Исследования, проведенные ЗАО « ИПК « СТРАЖ» совместно с научными подразделениями МВД РФ, позволили установить систему классификации пломбировочных устройств по параметру криминальной устойчивости, на этой основе определить градацию качества пломб и рекомендации по их применению на определенных объектах. Результат каждого (i-го) вида испытаний оценивается условным безразмерным коэффициентом стойкости (Ксi), определяющим весомость свойства пломбы противостоять конкретному криминальному воздействию. Стойкость пломбы определяется коэффициентом стойкости (Кс), являющимся суммой коэффициентов стойкости каждого вида криминалистических испытаний, положительно выдержанных пломбой, и выражается формулой 1.

Кс = Σ Ксi (1)

Чем выше коэффициент стойкости пломбы, определенный по результатам криминалистических испытаний, тем выше ее надежность и меньше уязвимость пломбы от криминальных воздействий.

Считаем, что точность и объективность оценок характеристик пломбировочных устройств при испытаниях, приемке и сертификации должна базироваться на следующих принципах:

1. Нормативное единство, определяемое требованиями системы национальных стандартов « Устройства пломбировочные»;

2. Методологическое единство, отражающее соответствие методик испытаний требованиям ГОСТ Р 523652005;

3. Системно—целевой оценки, определяющей свойства пломбировочного устройства как комплекс криминалистических и технических характеристик.

Указанные принципы могли бы быть успешно реализованы на вневедомственной основе в рамках единого координационного, научно-информационного центра, решение, о создании которого принято межотраслевой специализированной конференцией « Криминальная стойкость современных запорно-пломбировочных устройств в условиях возрастания криминальных угроз. Выявление и противодействие», проведенной 19 февраля 2008 года по инициативе МВД России.

Вопросы государственного регулирования

На государственном уровне вопросы правого регулирования применения технических средств безопасности должны решаться в соответствии с ФЗ « О техническом регулировании», посредством принятия технических регламентов. В настоящее время ведется разработка технического регламента « О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества». Опубликованный недавно проект регламента посвящен, в основном, системам защиты стационарных объектов (системы контроля доступа, системы сигнализации и др.). В то же время подавляющая часть объектов, подлежащих защите на транспорте, это подвижные объекты (вагоны, цистерны, контейнеры, автомобильные, морские и воздушные транспортные средства), технические средства обеспечения безопасности которых существенно отличаются от аналогичных средств для стационарных объектов. Суммарная ценность перемещаемых грузов все увеличивается и может превышать стоимость имущества на стационарных объектах. Основным средством обеспечения безопасности в этом случае являются системы пломбирования (в том числе электронные), которые помимо функций индикации вмешательства все больше охватывают функции мониторинга сохранности и местоположения грузов, способствуют решению логистических задач при маршрутизации все возрастающего грузопотока. Огромную актуальность эти проблемы будут составлять при вступлении России в ВТО, особенно при обеспечении безопасности транзитных грузов через нашу территорию. Это требует гармонизации требований к техническим средствам с соответствующими международными нормами.

В проекте регламента практически не затрагивается проблема хранения и перевозки особо опасных грузов, вопросы, связанные с хранением ценностей и денег, например банковские хранилища, средства инкассации, сейфы.

В приложении к регламенту, по-нашему мнению, должен быть сформирован перечень международных, национальных стандартов и (или) сводов правил, которые на добровольной основе обеспечивают « презумпцию соответствия», принятую в новой редакции закона « О техническом регулировании».

Международный опыт

Учитывая, что более 90% мировой торговли обеспечивается контейнерными перевозками, в международной системе обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом особое место отведено применению силовых пломб для пломбирования контейнеров. Нормативное регулирование этого процесса возложено на международный технический комитет ИСО ТК 104 « Грузовые контейнеры», в составе которого сформирована рабочая группа « Механические пломбы». В состав группы входят представители таможен, грузоперевозчиков, судоходных компаний, страховых компаний США, Великобритании, Германии, Голландии, Франции, Японии, Китая, России ведущих мировых производителей пломб, объединенных в Международную организацию производителей пломб (ISMA). Требования к силовым пломбам, были сформулированы в документе ISO/PAS 17712 и легли в основу международного стандарта ISO 17712 « Контейнеры грузовые. Пломбы механические». Стандарт классифицирует механические пломбы для грузовых контейнеров на силовые, защитные и индикаторные в зависимости от устойчивости к механическим воздействиям, устанавливает общие требования к пломбам, требования к маркировке и признаки вмешательства. Испытания проводятся для классификации и оценки устойчивости к растяжению, изгибу, срезу, ударам. В приложении стандарта приведены методики производителей пломб, связанные с обеспечением защиты на этапах проектирования, производства, распределения, поставки и на после эксплуатационном периоде, включающие общие требования по учету, хранению, обращению и утилизации. Анализ стандарта показывает, что система классификации пломб, установленная ISO/DIS 17712.2, базируется только на механической прочности и не учитывает криминалистические характеристики пломб. Требования к пломбам носят качественный описательный характер, без указания числовых параметров, а значит, их практически невозможно проверить и количественно оценить. Национальная система стандартов « Устройства пломбировочные», разработанная ТК 246, принципиально отличается от стандарта ISO/ DIS 17712.2 тем, что ее базовой основой является криминалистическая основа пломб, положенная в основу оценки надежности пломб и возможности их применения на конкретных объектах.

Учитывая, что Программой государственной стандартизации предусмотрено проведение в 2008-2009 годах работ по введению данного стандарта в качестве национального рабочей группой ТК 246 представлены предложения в секретариат ISO/TC104 по существенной переработке стандарта ISO/DIS 17712.2, направленные на конкретизацию его требований, введению показателей криминалистической устойчивости и методов их контроля, гармонизацию его требований с национальной системой стандартов.

Электронные технологии защиты

Современное направление обеспечения сохранности и безопасности доставляемых грузов представляет активно внедряемая система радиочастотной идентификации (RFID). Технология радиочастотной идентификации в цепи поставок, регулируется международным стандартом ISO/CD 10891 « Контейнеры – автоматическая идентификация». Требования стандарта направлены на повышение эффективности систем транспортной безопасности, включая их технические компоненты, такие как электронные пломбы. Стандарт ISO 18185 « Контейнеры грузовые. Пломбы электронные» определяет концепцию создания и применения электронных пломб. Электронная пломба является оптимальным симбиозом надежной механической пломбы с электронными средствами информационной поддержки, идентификации и регистрации факта вскрытия. Электронная пломба регистрирует дату установки и вскрытия и может использоваться однократно. Информационный обмен с электронной пломбой производится с помощью сервисных электронных блоков « программатора» и « считывателя» (ридера). Ввиду высокой стоимости электронные пломбы в основном применяются для защиты опасных объектов и ценных грузов.

На заседании комитета ISO/TC 104 в апреле 2008 года в Гамбурге, Германия, рассматривались вопросы дальнейшего развития стандартов ISO/CD 10891 и ISO 18185, в частности распространение применения технологии электронных меток для идентификации запасных частей к грузовым контейнерам, прошедшим обязательное тестирование по критериям безопасности. Российской делегацией внесены предложения к стандартам, учитывающие опыт и достигнутые результаты работ в данной области, национальную специфику эксплуатации (климат, криминальная составляющая), организация учета и контроля электронных пломбировочных устройств, принятых в России.

Перспективы развития

В настоящее время исследования и применение технологии RFID в сфере контейнерных перевозок в разных странах мира достигли определенного уровня. Применения технологии RFID в сфере бизнеса и перевозки грузов выходят далеко за рамки по-ложений существующих стандартов. США, Германия, Голландия, Австрия, Южная Корея, и другие страны уделяют большое внимание применению технологии RFID для обеспечения безопасности контейнерных перевозок грузов. Исследования по применению электронных пломб в контейнерных перевозках, проведенные Китаем за последние нескольких лет, легли в основу концепции многоразовых электронных пломб. В пилотном проекте Китай-США было реализовано отслеживание в реальном времени всех контейнерных перевозок, с применением многофункциональных многоразовых электронных пломб и системы контроля за ними через сеть Internet. Полученные практические результаты обусловили возможность функционирования систем RFID в составе разветвленной информационной сети с разнообразной логистической информацией. Система оперативного наблюдения в реальном времени за технологическими процессами контейнерных перевозок, с применением многоразовых электронных пломб в сочетании с глобальной сетевой средой, повысит эффективность и безопасность контейнерных перевозок, обеспечит оперативную доступность всех участников транспортной цепи, таких как владельцы груза, транспортные компании, порты, таможенные органы, пограничная служба и других пользователей, к информационным ресурсам системы для решения конкретных вопросов обеспечения безопасности транспортных потоков. По мнению многих специалистов, это направление RFID технологий является весьма перспективным, быстро развивающимся и позволит обеспечить высокую эффективность систем безопасности. Дальнейшим этапом развития системы международных стандартов по радиочастотной идентификации RFID в цепи поставок является предложение ряда стран по разработке стандарта на многоразовые электронные пломбы, базирующегося на достигнутых результатах. Считаем необходимым, обсудить на заседании ТК 246 « Контейнеры» вопрос об участии экспертов технического комитета в разработке стандарта на многоразовые электронные пломбы с привлечением других заинтересованных сторон и организаций.

О важности учета

Специфическая особенность пломбировочных устройств, отражающая их правовой статус « разделить меру юридической и материальной ответственности … » (ГОСТ 31282-2004), особая роль и место пломб в системах безопасности, определяют необходимость организации и проведения строгого учета пломбировочных устройств всеми участниками процесса работы с пломбами на всех стадиях жизненного цикла, включая разработку, производство, поставку, эксплуатацию, погашение и утилизацию. Требования по организации учета пломбировочных устройств, порядок и правила его проведения установлены стандартом ГОСТ Р 52326-2005 « Устройства пломбировочные. Учет, контроль и утилизация». Невыполнение этих требований приводит к негативным последствиям. Например, увеличение количества запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), необходимых для пломбирования вагонов и контейнеров, организация поставок ЗПУ грузоотправителям через многочисленных посредников породили теневые схемы их реализации и появление на рынке контрафактных и низкокачественных изделий. Имели место случаи реализации ЗПУ с двойными заводскими номерами, а также продажи неучтенных партий-дублеров за наличный расчет. Это привело к резкому увеличению случаев несохранных перевозок. Снятые с вагонов и брошенные на путях ЗПУ используются преступниками для изготовления дубликатов ЗПУ с целью совершения хищения грузов.

По инициативе ЗАО « ИПК « СТРАЖ», Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО « РЖД» и ЗАО « Отраслевой центр внедрения новой техники и технологии» (ЗАО « ОЦВ») разработан и введен (распоряжение ОАО « РЖД» № 2033р от 09.10.2006) новый « Порядок учета, хранения и утилизации запорнопломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО « РЖД». Данным решением функции единого консолидирующего центра по учету, хранению, погашению и утилизации ЗПУ (ЕКЦ), а также выделение изготовителям диапазонов индивидуальных контрольных знаков ЗПУ возложены на ЗАО « ОЦВ». На каждой железной дороге созданы региональные центры учета и контроля ЗПУ (РЦУЗы). Работа единого консолидирующего центра и РЦУЗов обеспечивается автоматизированным программным комплексом (АСУ ЕКЦ), интегрированным с автоматизированной системой учета ЗПУ (АСУ ЗПУ). Введенная система учета и реализации ЗПУ, благодаря своей централизации и « прозрачности», обеспечивает надежный контроль за деятельностью заводов-изготовителей ЗПУ, исключает возможность производства неучтенных ЗПУ. Проведенные изменения значительно исключили производство контрафактной продукции и активно способствуют профилактике хищений грузов, совершаемых в пути следования.

Вместе с тем, до настоящего времени не отлажен механизм сбора и утилизации, использованных и поврежденных ЗПУ, являющихся материалом для изготовления подделок. За 2007 год было утилизировано около 10% ЗПУ. Не определены процедуры контроля соответствия ЗПУ, поставляемых на железные дороги, установленным перевозчиком и стандартами требованиям. Первый этап по внедрению системы учета и контроля ЗПУ на железных дорогах выполнен. На втором этапе следует доработать процедуры учета и контроля ЗПУ и в комплексе решить проблему с утилизацией ЗПУ.

Считаем, что положительный опыт ОАО « РЖД» по внедрению системы учета, контроля и утилизации ЗПУ следует внедрять и в других отраслях с учетом производственной специфики и накопленного опыта.

Источник: www.transafety.ru/

11 января 2009