Совершенствование системы учета и контроля дизельного топлива в ОАО "РЖД"

Вопросам реализации в ОАО «РЖД» проекта по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива посвящена статья генерального директора ЗАО «ОЦВ» Александра Юрьевича Тимченко и начальника Центра организации учета ТЭР ЗАО «ОЦВ» Алексея Николаевича Шатерникова.

Дизельное топливо является вторым по значимости энергетическим ресурсом ОАО «РЖД», после электроэнергии. Годовой оборот дизельного топлива в ОАО «РЖД» составляет несколько миллионов тонн, а затраты на дизельное топливо являются значительной частью в структуре эксплуатационных расходов подразделений ОАО «РЖД», в первую очередь локомотивного комплекса.
В условиях постоянного удорожания энергетических ресурсов, в том числе и дизельного топлива, крупнейшие потребители все чаще сталкиваются с острой необходимостью оптимизации и экономии их расходования, что в первую очередь требует минимизации непроизводственных потерь при снабжении и в местах потребления – в ОАО «РЖД» на топливных складах и в локомотивных депо.
Проведенный анализ точек образования непроизводственных потерь дизельного топлива выявил ключевую причину их появления – несовершенство технологии учета и контроля, основанной на устаревших способах «ручных» измерений количества топлива и бумажном документообороте, позволяющем маскировать халатность, нарушения установленного порядка учета и противозаконную деятельность на местах.
Принимая во внимание важность решения указанных проблем, президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин распорядился начать в 2011 году реализацию комплексного проекта по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива в Компании.
Основной целью проекта определено снижение удельного расхода дизельного топлива на тягу поездов и сокращение непроизводственных потерь дизельного топлива в топливно-складском и локомотивном комплексах ОАО «РЖД» за счет решения следующих приоритетных задач:
— автоматизация внутренних технологических и учетных операций с дизельным топливом с применением современных технических средств повышенной производительности и надежности;
— внедрение высокоточных автоматизированных средств измерений, обеспечивающих прямой метод измерения массы дизельного топлива в точках перехода ответственности;
— организация единой автоматизированной системы контроля производственного процесса и технологической дисциплины на топливных складах и в локомотивных депо при операциях с дизельным топливом;
— минимизация влияния «человеческого» фактора при передаче данных об операциях с дизельным топливом в бухгалтерский учет;
— создание комплексной системы сведения и анализа товарного баланса дизельного топлива на топливных складах и локомотивах в отдельности и в Компании в целом;
— оптимизация «ручного» бумажного документооборота и переход на электронные технологии формирования и передачи документов;
— повышение производительности и улучшение условий труда.
Решение перечисленных задач и достижение поставленных целей в первую очередь потребовало реализации мероприятий по совершенствованию нормативной базы учета дизельного топлива в ОАО «РЖД» и ее гармонизации с действующими нормативными правовыми и техническими документами Российской Федерации, в особенности с вступающими в действие профильными техническими регламентами Таможенного союза. Для этого, при непосредственном участии ЗАО «ОЦВ», в ОАО «РЖД» разрабатываются и вводятся в действие корпоративные инструкции, процессы, методики и регламенты. В 2011 году разработана Инструкция по учету оборота дизельного топлива в ОАО «РЖД» (далее – Инструкция), устанавливающая правила, порядок и требования к проведению учетных операций с дизельным топливом, инвентаризации, определению нормативных и фактических потерь, организации документооборота, формирования корпоративной отчетности, а также метрологическому обеспечению и средствам измерения. В настоящий момент Инструкция проходит плановую апробацию на ряде топливных складов ОАО «РЖД». Ее утверждение и повсеместное применение запланировано на конец 2013 года.
Одновременно с совершенствованием нормативной базы выполняется комплекс работ по созданию и внедрению в ОАО «РЖД» Единой автоматизированной системы учета дизельного топлива (далее – ЕАСУ ДТ), предназначенной для сведения и анализа товарного баланса дизельного топлива ОАО «РЖД» в целом, а также по дирекциям, топливным складам, локомотивным депо и тепловозным секциям в отдельности. Координатором и исполнителем указанных работ является ЗАО «ОЦВ».
ЕАСУ ДТ обеспечивает унифицированный сбор, анализ и представление информации об операциях с дизельным топливом на основе данных систем автоматизации учета дизельного топлива на складах, бортовых систем учета дизельного топлива на тепловозах и самоходном подвижном составе (далее – бортовые системы), ЕК АСУФР, ЕК АСУТР и прочих смежных информационных и управляющих систем ОАО «РЖД».
Технологически ЕАСУ ДТ состоит из трех самостоятельных функциональных блоков, интегрированных между собой:
— блок контроля поставок нефтепродуктов на топливные склады ОАО «РЖД» – баланс поставок нефтепродуктов;
— блок контроля оборота дизельного топлива на топливных складах – баланс топливных складов;
— блок контроля набора и расхода дизельного топлива на тяговые и нетяговые нужды подразделениями и филиалами ОАО «РЖД», в первую очередь локомотивным комплексом.
Баланс поставок отражает количество заказанного у поставщиков, находящегося в пути следования и полученного на топливных складах дизельного топлива. Важнейшей функцией данного блока является контроль подхода железнодорожных цистерн на топливные склады (далее – контроль подхода) по данным смежных систем управления и контроля перевозочного процесса ОАО «РЖД». Контроль подхода позволяет оптимизировать процесс планирования и распределения поставок, производственную деятельность топливных складов по приему железнодорожных цистерн, заранее прогнозировать дефицит нефтепродуктов и принимать превентивные меры по его недопущению.
Баланс топливных складов отражает оборот дизельного топлива в границах топливного склада начиная от приема на склад (слив из транспортных емкостей) и заканчивая списанием (отпуск потребителям). Систематический контроль баланса топливных складов позволяет оперативно выявлять и предотвращать непроизводительные потери и нарушения технологической дисциплины, обеспечивать своевременное снабжение складов и оптимизировать технологию работы.
Основным компонентом данного блока является аппаратно-программный комплекс автоматизированного учета дизельного топлива на топливном складе (далее – САУ ДТ). САУ ДТ обеспечивает полную автоматизацию учетных операций с дизельным топливом на всех этапах технологического процесса работы топливного склада, включая передачу данных в ЕК АСУФР (бухгалтерский учет): регистрация данных о сливах из железнодорожных и транспортных емкостей посредством автоматизированных измерительных установок или «ручными» способами; мониторинг наличного запаса и состояния резервуарного парка; регистрация данных об отпусках на тяговые и не тяговые нужды конечному потребителю с адресной идентификацией подвижного состава; формирование полного комплекта форм утвержденной отчетности и прочее.
В настоящий момент ЕАСУ ДТ успешно эксплуатируется на двух пилотных топливных складах ОАО «РЖД». Первый пилотный проект реализован в 2009 2010 годах на топливном складе Лянгасово, Нижегородской дирекции МТО. В рамках реализации данного пилотного проекта выполнены работы по созданию и апробации опытного образца САУ ДТ, реализующего основные учетные функции и обеспечивающего автоматический съем данных с установленных на складе средств измерения.
Второй пилотный проект реализован в 2012 году на топливном складе Великие Луки, Санкт-Петербургской дирекции МТО. В рамках данного пилотного проекта впервые на топливных складах ОАО «РЖД» были применены современные сливные и раздаточные установки высокой производительности и точности (относительная погрешность измерения массы и объема дизельного топлива не более ± 0,15%), обеспечивающие прямой динамический метод измерения массы нефтепродукта. Изготовление, монтаж и пуско-наладку данных установок выполнила российская компания ЗАО «КИПЭНЕРГО».
Кроме того, с учетом опыта реализации САУ ДТ разработан принципиально новый аппаратно-программный комплекс ЕАСУ ТС, обеспечивающий автоматизированный информационный обмен с новыми сливными и раздаточными установками и реализующий, по сравнению с САУ ДТ, дополнительную программную функциональность, в том числе: новые формы утвержденной отчетности; раздельный учет нефтепродуктов по собственникам (ответственное хранение); контроль полноты слива цистерн и массы слитого нефтепродукта; контроль показателей баланса при сдаче-приемке смен, учет межрезервуарной перекачки, журнализация работы системы охраны нефтепродуктов, гибкий механизм разнесения номенклатурных остатков по собственникам в разрезе резервуаров при регистрации результатов инвентаризации и прочее.
Эксплуатация аппаратно-программных комплексов на пилотных топливных складах показала существенное повышение достоверности и актуальности учетных данных и резкое снижение числа нарушений технологического процесса, что вылилось в реальную экономию топлива и денежных средств для ОАО «РЖД». Достигнутые положительные результаты позволили обосновать перед руководством ОАО «РЖД» выделение финансирования на реализацию в 2013 году проекта внедрения ЕАСУ ДТ на пилотном полигоне – в Красноярской дирекции материально-технического обеспечения (15 топливных складов).
Функциональный блок ЕАСУ ДТ по контролю набора и расхода дизельного топлива на тяговые и не тяговые нужды подразделениями и филиалами ОАО «РЖД» строится на информационной интеграции в единый комплекс технической отчетности данных ряда учетных и управленческих систем ОАО «РЖД», в первую очередь ЕК АСУФР, ЕАСУ ТС (САУ ДТ) и Единой системы мониторинга бортовых систем (далее – ЕСМ БС).
ЕК АСУФР предоставляет в ЕАСУ ДТ данные бухгалтерского и производственного учета по требуемым объектам контроля: оборотно-сальдовые ведомости топливных складов и локомотивных депо; обработанные маршруты машинистов и т.д.
ЕСМ БС, разрабатываемая ЗАО «ОЦВ», обеспечивает в режиме реального времени передачу в ЕАСУ ДТ данных с бортовых систем тягового подвижного состава ОАО «РЖД». Первоначальный сбор данных в ЕСМ БС организуется двумя взаимозаменяемыми каналами: проводным каналом с использованием специализированных картриджей, которые поставляются с большинством типов бортовых систем, и беспроводным каналом с использованием GSM сети ремонтной оперативной радиосвязи ОАО «РЖД» (РОРС).
В 2013 году в рамках проекта внедрения ЕАСУ ДТ на Красноярской железной дороге планируется реализовать комплекс корпоративной технической отчетности по контролю набора и расхода дизельного топлива на тяговые нужды по данным бортовых систем тепловозов приписного парка Красноярской дирекции тяги, топливораздаточных узлов топливных складов Красноярской дирекции МТО и маршрутов машиниста, регистрируемых в ЕК АСУФР.
Таким образом, в ближайшей перспективе полигон Красноярской железной дороги должен стать передовым полигоном реализации мероприятий по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива в ОАО «РЖД» с выходом на формирование товарного баланса дизельного топлива не только отдельных объектов автоматизации, но и железной дороги в целом.
В заключении следует отметить, что накопленный ЗАО «ОЦВ» опыт по организационному, методологическому, техническому и программному обеспечению проекта ОАО «РЖД» по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива может быть успешно применен на зарубежных железных дорогах, а также в отечественных и зарубежных предприятиях и компаниях, эксплуатирующих железнодорожный и автомобильный транспорт на дизельном и бензиновом топливе.

Источник: www.eav.ru

19 марта 2013