Хищения сфотографируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Случаи воровства топлива теперь можно отследить онлайн, не выходя из депо.
Хищения стали бичом Дальневосточной дирекции тяги. Только в этом году раскрыты 17 случаев слива топлива, не будь которых, дальневосточники могли бы занять третью строчку в сетевом рейтинге, а не одну из последних. В воровстве виноваты все работники депо, а не только локомотивные бригады. Раскрыть хищение незамедлительно можно при условии точного соблюдения должностных обязанностей. Однако на Дальневосточной дороге достичь этого пока не удается. Поэтому против воров находят новые высокотехнологичные приемы. Подробности – в интервью с машинистом-инструктором по теплотехнике эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2 Геннадием Жилицким.

– Геннадий Васильевич, вот уже третий квартал подряд вы признаетесь лучшим машинистом-инструктором по теплотехнике в Дальневосточной дирекции тяги. Поделитесь своим опытом.
– Есть хорошая поговорка: доверяй, но проверяй. Вся профилактика на этом и построена. Система очень прозрачная. Анализ работы бригады всегда поможет выявить фиктивные экономии топлива или перерасход. Если такие факты не рассматриваются, значит, где-то в системе есть сбой. То ли приемщик пропустил, то ли теплотехник, то ли главный инженер, а может, и начальник депо.

Большая экономия не страхует машиниста от разбора. Доказательством невиновности или непричастности к воровству для меня служит топливная книжка машиниста. Там должно быть все расписано. Бывает, норма дается на один участок, а дежурный по станции отправляет локомотив на другие. В таких случаях машинист и подтвердит все записями в топливной книжке. Наказывать приходится из-за элементарного невыполнения должностных обязанностей.

– Препятствовать хищениям в каждом депо пытаются самостоятельно. Какие противосливные устройства, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
– Изготовленные в депо Тында – лучшие из всех предложенных. Некоторые ПСУ машинисты умудряются прожигать или просто пробивать ломом, чтобы вставить шланг. Воруют в промышленных масштабах. А тындинское устройство не пробьешь: вырезается сантиметровой толщины шайба, нарезается резьба, и устройство вкручивается в трубу, а потом еще и обваривается. На болтах специально делаются большие шляпки, и в них вставляется ЗПУ, так же, как при пломбировании цистерн. Номер пломбы должен быть написан на топливном баке. Доступ к топливному баку должен быть только у ремонтников.

Есть положительный опыт и в нашем депо. Топливномерные рейки, чтобы невозможно было их опустить, мы также запломбировали. Пришлось пойти на убытки, конечно, но результат оправдал себя.

Вся топливная система тепловоза, где возможен слив, должна быть окрашена, фильтры и краны – запломбированы. Если начнут выкручивать, обязательно будут нарушения слоя краски, и их можно выявить при приемке и зафиксировать.

На мой взгляд, необходимо подготовить единый документ за подписью начальников двух дирекций, тяги и ремонта тягового подвижного состава, по изготовлению и установке однотипных ПСУ и запорных пломбировочных устройств (ЗПУ) на горловинах топливных баков, нанесению трафаретов номеров ЗПУ на топливные баки (это инициатива эксплуатационного локомотивного депо Облучье), записи номеров пломб и ЗПУ в бортовой журнал ТУ-152. Должен быть и единый по дирекции документ по окрашиванию, пломбированию топливной системы всех серий тепловозов.

– И все-таки на севере продолжают воровать топливо тоннами. Есть ли какие-то более точные способы зафиксировать хищение?
– Благодаря аппаратно-программному комплексу «БОРТ» (блок отслеживания работы тепловоза) это можно сделать даже в режиме реального времени. У нас в депо все 70 локомотивов серии ТЭМ оборудованы АПК «БОРТ». По его работе можно не только отследить слив дизельного топлива, но и посекундно узнать, как работала локомотивная бригада, как работал прогревальщик и т. д. Устройство отслеживает 26 параметров работы дизель-генераторных устройств тепловоза. Сравнивая удельные расходы во время стоянок или при той или иной нагрузке тепловоза после ремонта или в эксплуатации, можно предъявить претензию как ремонту, так и локомотивной бригаде.

Были случаи вандализма по отношению к данным приборам учета, но мы с руководством депо решили, что возмещать ущерб должны все работники локомотивных бригад, работающие на этих локомотивах, чтобы отбить охоту. Суммы в тот момент составляли от 3 до 25 тыс. рублей.

В феврале у нас был случай хищения по станции Приамурская. Машинист умудрился обойти прибор АПК «БОРТ». Мы связались с разработчиками НИИТКД и нашли возможность контролировать и подобные случаи сливов. Наладили работу по расшифровке параметров записи АПК «БОРТ». До октября 2013 года расшифровывали флеш-карты выборочно, а с октября стали все без исключения. Данные о работе тепловоза мы можем получать через спутник в режиме реального времени. Можно открыть карту, чтобы узнать, где это произошло, с какой скоростью едет локомотив или стоит. Если где-то выявляется подозрительный участок, программа дает сигнал «возможен слив». Благодаря этой технологии мы уже выявили один случай в нашем депо.

– Однако, например, в депо Высокогорное такие устройства стоят, и все равно сливают в промышленных объемах.
– Это из-за того, что кто-то просто недорабатывает. Согласен, инструктору не хватает времени. У нас просто вал бумаг, отчетов, планерок, но это наша работа. Все сделано, чтобы хищений не было, нужно только добросовестно отрабатывать свой хлеб.

Если расшифровать все устройства «БОРТ», можно увидеть и раскрыть многое. Это как скоростемерная лента, только другие параметры. Ленту смотрят расшифровщики, и, по-хорошему, показания АКП «БОРТ» тоже должны расшифровывать отдельные специалисты. Создаются специальные центры по расшифровке – а почему бы такого специалиста не включить в состав этого центра? Все сомнительные моменты приходили бы к теплотехникам. Такой маршрут не пойдет в оплату машинисту, пока мы не проведем проверку.

Важно, чтобы в депо работала команда, которая заинтересована предотвратить хищения. Ведь если кто-то один не совсем добросовестно работает, он помогает воровать другим. 

 

Источник: www.gudok.ru

25 марта 2014