Упростили процесс

Отмену лицензирования не заменили на альтернативные механизмы контроля. Сокращение видов железнодорожной деятельности, подпадающих под обязательное лицензирование, несёт угрозу безопасности железнодорожного движения, считают в ОАО «РЖД».

В ноябре этого года вступает в действие федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вместо пяти видов деятельности на железнодорожном транспорте, которые требовали обязательного лицензирования, теперь остаётся только три. Не нужно будет получать специальные разрешения для перевозок грузобагажа и транспортировки грузов без заключения договора перевозки.

Министерство транспорта разработало положения о лицензировании для оставшихся трёх видов деятельности: перевозки пассажиров, перевозки опасных грузов и на проведение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами.
«Согласно новым положениям, разработанным в Минтрансе, теперь для тех, кто обращается за лицензиями, не обязательно приносить документы, которые выдаются другими государственными ведомствами, так как их обязано затребовать там само министерство», – сообщила «Гудку» эксперт отдела правового регулирования эксплуатационной безопасности и технической политики Министерства транспорта Залина Катасонова. «Это сокращает бюрократические процедуры для бизнеса. И, кроме того, лицензии становятся бессрочными, что избавляет компании от необходимости продлевать их каждые пять лет», – добавила она.

Однако, как замечает заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД» Кирилл Соколов, проблема кроется не в самих постановлениях, а в том, что из-за отмены лицензирования ослабляется контроль за безопасностью на железнодорожном транспорте. «Когда обсуждался новый закон о лицензировании, мы обращались во все инстанции, однако нас не услышали, – говорит Кирилл Соколов. – Теперь закон принят, и его остаётся лишь исполнять».
«По новому закону осталось лицензирование перевозок опасных грузов, в то время как сам процесс перевозки является главной опасностью, а категория груза – это просто дополнительное условие», – утверждает главный специалист отдела сертификации и лицензирования департамента технической политики ОАО «РЖД» Евгений Полях.

По мнению эксперта, в железнодорожной сфере пока не заработали механизмы саморегулирования, которые, например, уже есть в строительной отрасли. Там систему лицензирования заменили на допуски к рынку, которые осуществляются профильными саморегулирующими организациями. На железнодорожном транспорте предполагается ввести страхование ответственности, но пока этот механизм ещё не налажен.

Пока Министерство транспорта лишь вышло с инициативой, которую уже поддержало Минэкономразвития, чтобы для компаний был значительно увеличен размер штрафа за работу без лицензий. Для юридических лиц размер штрафа возрастёт в десять раз: с 40 до 400 тыс. руб.

Источник: www.gudok.ru

19 октября 2011