Разукрасить жулика

В конце марта службе по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ) исполнилось 32 года. В своё время, в 1980 году, она была создана специально для совмещения функций, которые ранее входили частично в задачи уголовного розыска, частично ОБХСС. Ей вменялись в обязанности и выявление, и раскрытие всех видов преступлений в сфере грузовых перевозок. Тогда же были обозначены новые формы взаимодействия с территориальными органами внутренних дел, прокуратуры, которые действуют и поныне.

Свой отдел БППГ есть и в УТ МВД России по ЦФО. О том, какой вклад вносят его сотрудники в борьбу с преступностью на дороге, нам рассказал заместитель начальника отдела капитан полиции Андрей Моисеев.

– В прошлом году нами было раскрыто 9% преступлений от общего числа зарегистрированных транспортной полицией в ЦФО, – отмечает собеседник. – Если же говорить в суммарном выражении, то из 13 млн руб., похищенных злоумышленниками в прошлом году, нам удалось вернуть девять.

Да, ещё находятся люди, которые считают, что живут во времена «дикого Запада» или батьки Махно, когда поезда были беззащитны перед бандитами. Как правило, преступники тащат прямо из вагонов изделия из черного и цветного металлов, товары народного потребления и горюче-смазочные материалы. Всё, что, по их мнению, плохо лежит. В марте этого года, в Селятино задержали этническую банду, которая похитила груз шоколадок «сникерсов» на 600 тыс. руб.

– В основном кражи совершаются во время стоянок составов на станциях, при погрузке или выгрузке товаров, а также при формировании поездов, – продолжает рассказ Андрей Моисеев. – Но бывает, воруют и на перегонах, при вынужденных остановках. Преступники, как правило, действуют по чёткой схеме со строгим распределением ролей: кто-то вскрывает вагоны, срезая пломбу, кто-то выгружает груз, кто-то «стоит на шухере». К примеру, в октябре прошлого года нашими сотрудниками была задержана группа выходцев из Узбекистана, которая занималась хищением грузов, перевозимых контейнерами и крытым подвижным составом. Совершали кражи в ночное время, на перегонах, где скорость ниже. Подсаживались, разъединяли тормозные шланги, поезд останавливался, налётчики вскрывали вагоны, выносили груз, звонили товарищам на «газели», и те увозили похищенное, которое потом продавалось на рынках. Всего им вменяется пять эпизодов по статье 158.

Трудность раскрытия таких преступлений заключается в том, что о них можно узнать, только когда поезд пришёл на станцию. Да и то не всегда – часто железнодорожники, увидев поврежденное запорно-пломбировочное устройство, навешивают на вагон или контейнер новую пломбу, и недостача груза обнаруживается только на станции назначения.

Ещё одна головная боль железной дороги – кража изделий из цветного металла, раскрытием которых также занимается отдел БППГ. Как правило, любители лёгкой наживы срезают медную обмотку с дроссель-трансформаторов и тащат её в пункты приёма цветного металла. Но оперативники отдела нашли способ их отвадить.

– Надо сказать, что хищения дроссель-трансформаторов постепенно отходят в прошлое. За него много не выручишь, да к тому же, мы в прошлом году опробовали новый способ защиты – химическую ловушку «Купель», – рассказывает Андрей Моисеев. – По периметру защитного корпуса устройства устанавливаются четыре пиропатрона с красящим веществом. Если взломать коробку, патроны сработают и окатят всё в радиусе полутора-двух метров красной краской, которую невозможно смыть три дня. Найти такого «кладоискателя» труда не составит…

Впрочем, успокаиваться на достигнутом никто не собирается. В последнее время преступники освоили новый «ресурс».

– На нашем участке находятся два крупных российских металлургических завода по выплавке чугуна – в Тульской и Липецкой областях. Металл перевозят в открытых полувагонах, чем и пользуются налётчики. Во время стоянок или торможения, они запрыгивают в вагоны и при движении поезда сбрасывают чугунные чушки весом 10 кг прямо на полотно. Их подельники подбирают и загружают эти болванки в грузовики. Недавно задержали одну такую группу на станции Тула-Узловая. Пришлось даже стрелять по колесам… И что самое главное – шли они на риск за копейки: перекупщики за полный «КамАЗ» такого металла дадут не больше 40 тыс. руб.

Вообще, специфика службы такова, что её сотрудникам приходится совмещать как оперативную деятельность по линии уголовного розыска – засады, рейды, частые командировки, так и канцелярскую, по линии борьбы с экономическими преступлениями – кропотливую, зачастую нудную работу с документами. Но коллеги находят в этом своё преимущество:

– Мы гордимся тем, что наша служба уникальна по своей сути, – говорит Андрей Алексеевич. – И в территориальных органах внутренних дел аналогов ей нет.

Автор: Александр Чеков

Источник: www.zdr.gudok.ru

24 апреля 2012