Коллективная ответственность

Одной из причин изломов литья могли стать ошибки в ГОСТе.

К концу месяца в ОАО «РЖД» на согласование должен поступить окончательный вариант нового государственного стандарта на двухосную тележку грузового вагона. Новый документ может объявить тележки типа 18-100 «вне закона».

Поправки к проекту новых ГОСТов на тележки грузовых вагонов и на их литые детали обсуждались вчера на внеплановом заседании комитета НПО «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ). Обсуждались и технологические проблемы производства крупного вагонного литья.

Одной из основных причин изломов боковых рам тележек председатель Комитета по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов Сергей Калетин считает ГОСТ, принятый в 2001 году. «Все мы тут виноваты, – так охарактеризовал ситуацию Сергей Калетин. – Создавая ГОСТ и давая зелёный свет на его использование, мы вообще не учли стандарт, который говорит об отливках из хладостойкой стали. Более того, хладостойкие свойства стали были попросту забыты».

По его мнению, была допущена ошибка: в государственном стандарте на стальные отливки была почему-то выбрана марка стали, которая тем самым ГОСТом на тележки была запрещена к использованию в вагоностроении. Однако в ГОСТе на хладостойкую сталь производство деталей тележек допускалось – при выполнении определённых условий обработки. Эти условия и потерялись в процессе законотворчества. И с принятия в 2001 году стандарта и пошли изломы, считает Сергей Калетин.

Заместитель главного конструктора ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Александр Пранов выразил опасение, что производство тележек типа 18-100 станет невозможным: в новом ГОСТе сформулированы требования к пяти типам различных тележек и она не соответствует ни одному из них. Впрочем, на совещании отмечалось, что УВЗ отчего-то не пускает в производство свои новые разработки тележек, но остаётся верен устаревшей конструкции.

Обсуждение необходимости внедрить новый ГОСТ идёт уже два года, работа над этим документом началась сравнительно недавно, но уже на конец мая намечено представление итогового варианта нового документа старшему вице-президенту ОАО «РЖД», президенту ОПЖТ Валентину Гапановичу.

Источник: www.gudok.ru

16 мая 2012