Объехать риски

Прорыв в реформировании отрасли любой из стран «пространства 1520» требует общей стратегии.

На прошедшем в Москве в мае 56-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества представители железнодорожных администраций «пространства 1520» поделились своим опытом и планами реформирования отрасли. А также попытались найти рекомендации по оптимизации процесса, универсальные для всех постсоветских стран.

Базой дискуссии стали подготовленные экспертами АНО «Институт естественных монополий» (ИПЕМ) «Рекомендации по реформированию железнодорожного транспорта государств – участников совета». В документе изложен универсальный для каждого из государств комплекс мер, накопленных по структурным преобразованиям в отрасли.

Однако страны «пространства 1520» находятся на разных стадиях реформ. Например, в разделении функций государственного управления от хозяйственной деятельности. Или в не менее важном аспекте – отделении инфраструктуры от перевозочной деятельности.

Поэтому самый универсальный рецепт при начале реформ пока один – перед началом структурных изменений создать инструменты снижения рисков. Провести исследование возможных негативных эффектов для экономики. Составить бизнес-план привлечения частных инвесторов в отрасль.

Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников рассказал о российском опыте реформ. Создана принципиально новая структура рынка, обеспечено развитие конкуренции в различных сферах деятельности, сопутствующих перевозкам.
«Вместе с тем в ходе завершения третьего этапа реформы проявились проблемы, решение которых выходило за хронологические рамки программы структурной реформы», – подчеркнул Валерий Решетников. Основные из них: несовершенные нормативные и тарифные условия развития рынка оперирования грузовыми вагонами и так же далёкие от идеала механизмы финансирования инфраструктуры общего пользования. Пути решения этих проблем отражены в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

В качестве механизма совершенствования тарифной системы ИПЕМ предлагает гармонизацию структуры тарифа на перевозку грузов в транзитном, экспортном и импортном сообщении. Объясняется это тем, что в разных странах «пространства 1520» они неодинаковы, а это препятствует обращению приватных вагонов на территории соседа. Тем более на фоне постоянного увеличения приватной техники в парке участников совета.

Именно проблема управления парком в новых условиях остаётся самой острой для всех соседей. Пока стороны обсуждают одну инициативу – совершенствование Соглашения о Единой системе управления парком грузовых вагонов. Ожидается, что внедрение ЕСУ ПГВ откроет доступ администрациям к свободному подвижному составу, а частным компаниям – к более широкому кругу грузов с сокращением расходов на управление парком. 
 

Источник: www.gudok.ru

31 мая 2012