Украина ужесточает борьбу с хищениями на ЖД

11 января вступили в силу изменения сразу к двум правительственным постановлениям. Они определяют порядок применения огнестрельного оружия работниками ведомственной военизированной охраны «Укрзализныци» при вооружённом или групповом нападении на подвижной состав и объекты железнодорожной инфраструктуры. Также внесены изменения в расчёт ущерба от несанкционированных вмешательств, связанных с материальным ущербом.

Они определяют порядок применения огнестрельного оружия работниками ведомственной военизированной охраны «Укрзализныци» при вооружённом или групповом нападении на подвижной состав и объекты железнодорожной инфраструктуры. Также внесены изменения в расчёт ущерба от несанкционированных вмешательств, связанных с материальным ущербом.

Как пояснил «Гудку» начальник управления военизированной охраны «Укрзализныци» Юрий Потетюев, «право применения оружия правительство делегировало нашим работникам ещё в 1992 году. Оно предусмотрено законом о железнодорожном транспорте. Но из-за неточности формулировок прежней редакции постановления возникали юридические казусы. К примеру, стрелкам разрешалось применять оружие лишь по месту работы. И тогда вставал вопрос, как быть с ценными грузами, которые перевозятся железнодорожным транспортом. В случае нападения на вагон, который не охраняется специально, или же в момент разворовывания металлических деталей мостов, строения пути. Об этом в постановлении вообще не было ни слова, и приходилось действовать по обстоятельствам, на свой страх и риск».

Нынешняя редакция правительственного постановления даёт право должностным лицам военизированной охраны применять оружие в любых случаях – будь то атаки грабителей на подвижной состав или «промысел» злоумышленников, готовых сдать в ближайший пункт приёма металла всё – от болтов до рельсов. «При этом каждый случай правомерности применения оружия как крайней меры остаётся, как и прежде, подотчётным органам прокуратуры и милиции», – уточнил Юрий Потетюев.

Чиновник также отметил, что изменения коснулись и оценки убытков, которые несёт железная дорога, если грабители, посягая на грузы, повредили при этом вагон, участок пути или создали аварийную ситуацию на дороге. К стоимости украденного плюсуются затраты железнодорожного предприятия, что значительно увеличивает сумму ущерба, а значит, и степень наказания.

Однако сами железнодорожники признают, что такие меры всё-таки не смогут в полной мере гарантировать как безопасность движения, так и сохранность перевозимых грузов.

«Летом прошлого года парламент страны утвердил новые меры финансовой ответственности за хищения – уголовное дело возбуждается уже при сумме ущерба в 60,5 гривны (320,5 руб. – Ред.). Но этого оказалось мало, чтобы коренным образом изменить ситуацию. Воровство грузов на железной дороге обошлось более чем в 5 млн гривен возмещённых потерь (более 250 млн руб. – Ред.)», – констатирует заместитель генерального директора «Укрзализныци» Виктор Чорный.

По мнению экспертов, нужно искать комплекс решений и координировать работу сотрудников охраны, транспортной милиции и региональной милиции. «У кражи всегда есть продолжение – сбыт краденого, а пресечь это не в полномочиях транспортной милиции и вооружённой охраны. Недаром же чаще всего разворовывается металл в районе станции Пятихатки, что вблизи Кривого Рога, где работают крупнейший металлургический комбинат и десятки нелегальных пунктов приёма металлолома. От этого маршрута два года назад даже отказывались грузоотправители и везли ферросплавы и металлолом в порт Мариуполя через Белоруссию, минуя Украину», – говорит руководитель экспертной группы консорциума «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин. Он считает, что именно эту проблему и надо решать в первую очередь, чтобы сделать украинские железные дороги по-настоящему конкуренто­способными. «Дело ведь не в штрафах, которые заплатит дорога за потерю грузов, а в доверии грузоотправителей, в том числе при перевозке транзита в международном сообщении, что особенно ценно для транзитного государства», – отмечает эксперт.

Справка «Гудка»

В 2009 году на железных дорогах Украины предотвращено 1548 попыток разворовывания грузов, имущества и материальных ценностей. На месте преступления задержаны более 1,7 тыс. человек. Управление военизированной охраны «Укрзализныци» не зафиксировало ни одного случая применения огнестрельного оружия на поражение – только предупредительные выстрелы.

 

Источник: www.gudok.ru

25 января 2010