Будни безопасности

Сегодня – День транспортной полиции

Структуры по охране существуют, сколько и железные дороги. В различных подразделениях транспортной полиции служат десятки тысяч человек: одни на виду у пассажиров, работа других скрыта от посторонних глаз, третьи появляются только в экстренных случаях.

А каково это – служить в органах внутренних дел на транспорте? Для того чтобы это понять, корреспондент «Гудка» встретилась с тремя транспортными полицейскими. Они выполняют разные функции, работают в разных городах, в разных званиях, объединяет их только одно – многолетняя добросовестная работа в органах внутренних дел на железнодорожном транспорте.

Москва

Кабинет начальника Главного управления на транспорте МВД. Генерал-лейтенант полиции Дмитрий Шаробаров встречает меня, оторвавшись от бумаг. На его столе стопка папок: сводка криминальных и транспортных происшествий, анализ сообщений СМИ, письменные обращения граждан и т.д. Ещё час назад он выслушал доклад оперативного дежурного, принял смену дежурной части.
– Всегда прихожу на службу к 8 утра, – говорит Дмитрий Владимирович. – Рано начинать работу – старая привычка, я ведь без малого 30 лет прослужил в железнодорожной милиции, а дорога никогда не спит.

Дмитрий Шаробаров пришёл работать младшим инспектором уголовного розыска линейного отдела Казанского вокзала в 1978 году. Молодой милиционер в штатском ходил в толпе и выискивал карманников, «автоматчиков» (воры, промышлявшие кражами багажа из автоматических камер хранения) и прочих криминальных элементов. Набравшись опыта, перешёл в подразделение по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Сколько преступников задержал, сколько раз сидел в засадах и участвовал в оперативных разработках – не счесть.

В начале 80-х годов прошлого века через столичный регион шёл вагон с кожаными изделиями. Груз по тем временам бесценный! Уже в Москве выяснилось, что в пути злоумышленники вскрыли вагон и украли большую часть его содержимого. ЧП! На поимку преступников ориентировали лучших сыщиков транспортной милиции. Вскоре из Брянска поступила информация, что некто продаёт кожу.

Милиционеры разработали оперативную комбинацию – пара оперативников должна была внедриться в банду под видом покупателей из Москвы. В роли одного из купцов выступил Дмитрий Шаробаров. Милиционеры неделю жили в одной квартире с бандитами – те тщательно проверяли своих потенциальных компаньонов. Малейшая ошибка была смертельно опасна – бандитам терять было нечего. Оперативники справились – через неделю «КамАЗ» краденой продукции выехал в столицу. Доказательства были собраны, все члены преступной группы пошли под суд.


Санкт-Петербург

Отряд мобильный особого назначения Управления на транспорте МВД по Северо-Западному округу. В коридоре его командир, подполковник полиции Дмитрий Хистяев, наставляет двоих сотрудников в штатском.
– Мужики, сейчас получаете бронники, оружие, спецсредства и выдвигаетесь двумя группами, – говорит он. – Только я прошу – не рискуйте зря.

Поддержки ОМОНа попросили коллеги из уголовного розыска – необходимо задержать опасных преступников. Дмитрий Хистяев по-отечески похлопал каждого бойца по плечу: «Удачи, ребята!»

Молодые бойцы внимательно слушают своего командира – в отряде у него непререкаемый авторитет. Дмитрий Хистяев работает в подразделении с момента его основания в 1993 году, прошёл все ступени карьерной лестницы – от простого бойца до командира, много раз бывал в командировках на Северном Кавказе.
– Все сотрудники разъехались: кто граффитистов с инспекторами гоняет, кто поехал ташкентский поезд встречать, поскольку его пассажиры только ОМОН и воспринимают, а кто – на спецоперацию выехал, – говорит Дмитрий Хистяев. – Теперь впору самому облачаться в форму и выходить на охрану общественного порядка.

Командир ОМОНа лукавит, подтрунивает надо мной – он сам постоянно в шлеме и бронежилете работает наравне со своими бойцами. По-другому никак: отряд небольшой, а территория обслуживания колоссальная. Выезжают чаще на служебных автомобилях «Урал», но в экстренных случаях с транспортом помогают железнодорожники. Начальник Октябрьской дороги выделяет мотрису, в которой размещается группа из 20 бойцов, и на всём пути следования транспорта организовывают «зелёный коридор». Остальные силы уже догоняют передовую группу на автомобилях. Так было и в конце ноября 2009 года, когда на территории обслуживания нынешнего УТ МВД по СЗФО произошла трагедия «Невского экспресса».

Только по стечению обстоятельств тогда ещё заместитель командира ОМОНа Дмитрий Хистяев оказался на месте происшествия намного раньше своих бойцов – они с тремя коллегами были пассажирами того злополучного поезда. Офицеры не дали разгореться панике, организовали эвакуацию пострадавших людей. Проводники, пассажиры уцелевших вагонов действовали слаженно. Дмитрий Хистяев оперативно связался с руководством, доложил о ситуации.
– Мы были ближе к Москве, но из московских я никого не знал, поэтому звонил в Питер, – вспоминает Дмитрий Геннадиевич. – Тяжко, конечно, пришлось. У нас же не было ничего: ни бинтов, ни обезболивающих, ни жгутов. Вспомнили опыт командировок в «горячие точки» – накладывали самодельные шины, кровь останавливали подручными средствами, раненых выносили.

На рабочем столе подполковника Дмитрия Хистяева зазвонил телефон – из управления поступило сразу несколько заданий для сотрудников ОМОНа, и командир должен провести инструктаж.


Сызрань-1

До отправления поезда Москва – Бишкек осталось несколько минут. Командиру отдельного взвода патрульно-постовой службы Сызранской транспортной полиции старшему прапорщику Владимиру Батаеву и его напарнику предстоит сопровождать этот поезд до Самары. Наряд отправляется в штабной вагон для беседы с начальником. Именно от поездных бригад полицейские получают информацию о хулиганах, выпивохах и прочих подозрительных личностях в вагонах.
– В этих поездах особо не церемонятся, – поясняет Владимир Викторович. – Если человек нарушает порядок, его тут же по акту высаживают.

Полицейские заглядывают в первое купе. Представившись, вежливо просят предъявить для проверки документы.
– На каком основании, представьтесь ещё раз, – надменно цедит сквозь зубы пассажир. Но тем не менее показывает свои документы.

Проверка документов в пути – не прихоть наряда сопровождения. Нередки случаи, когда именно полицейские выявляют людей, следующих по чужим или поддельным паспортам. Причины разные – кому-то не хотелось выплачивать комиссию за сдачу и обмен билета, и они передали документы своим родственникам, а у кого-то серьёзные основания скрывать свою настоящую фамилию. Проводники проверяют паспорта, но из-за нехватки времени могут лишь сличить соответствие данных в удостоверении личности и билете.
– А ещё в паспортах встречаются разночтения, – поясняет Владимир Батаев, – человек родился в Куйбышеве, а ему в графе «место рождения» указывают Самару. Это не нарушение, но в дальнейшем у человека могут возникнуть серьёзные проблемы. Когда им говоришь о несоответствии, они прислушиваются, идут менять паспорта. Если доводится с ними встречаться ещё раз – благодарят за помощь.

Главный принцип работы старшего прапорщика Батаева – вежливое общение с пассажирами. Он уверен, что силой ничего не добьёшься, а если по-человечески поговорить с тем же задержанным, можно узнать много нового.
– Помню, как-то Ленина с коноплёй поймал, – говорит полицейский.

В Москву на заработки ехали двойники Сталина, Ленина и Пушкина. Владимир Батаев проверил документы – в порядке. Он обратил внимание, что у «Ильича» как-то странно глаза блестят, а на столике – пачка сигарет и машинка для изготовления самокруток. Стал досматривать багаж – пусто. Собрался уже выходить из купе, но тут заметил, что на багажной полке стоят ботинки. В них-то хитрый «Ленин» и спрятал наркотик.

Владимир Батаев самый опытный в отделе «поездник» – он пришёл на службу ещё в 1993 году. Признается, что 20 лет прошли как один день.
– Мне нравится эта работа, – говорит он. – Общение с пассажирами, дорога, непередаваемый запах вагона… Бывают, конечно, неприятности – люди не подчиняются требованиям, ругаются, а в прошлом году один субъект даже за ногу укусил. Было больно и одновременно смешно, – вспоминает полицейский. – Только потом, когда кусачего пассажира обследовали врачи, мне стало жутко – у него обнаружили целый букет заболеваний. Счастье, что я был в плотной одежде.

Беседа со мной не мешала сотрудникам патрульно-постовой службы выполнять свои прямые обязанности. Они проверяли каждое купе – спрашивали документы, давали рекомендации. Незаметно пролетели три часа – за окном уже замаячили пригороды Самары. А через пару часов сызранские «поездники» возьмут курс из Самары. Но уже на другом поезде – Владивосток – Пенза.

Тяжело ли это – служить в органах внутренних дел на транспорте? Непросто. В каждой службе транспортной полиции свои особенности, но выполнять эту работу необходимо.

В конце 2012 года ВЦИОМ спросил мнение пассажиров о деятельности транспортной полиции – 70% опрошенных сообщили, что чувствуют себя защищёнными. Впрочем, пожелали и повышения профессионализма, улучшения отношения к пассажирам. Но мои предпраздничные встречи убедили меня, что молодым сотрудникам транспортной полиции есть на кого ориентироваться.

 

Источник: www.gudok.ru

18 февраля 2013