Без тормозов

В погоне за наживой мошенники разбирают системы рекуперации на локомотивах.

В последнее время на Московской железной дороге происходит разграбление систем рекуперативного торможения.

Рекуперация не является основным тормозом, но с её помощью можно обеспечить плавное ведение поезда. В критических случаях, например при отказе автотормозов, с её помощью можно если и не остановить поезд полностью, то хотя бы не дать ему разогнаться до большой скорости.

Например, на десятикилометровом участке Красный Строитель – Люблино при неработающей системе рекуперации машинисты вынуждены применять автотормоза два-три раза, а с рекуперацией можно без проблем прибыть в Люблино с установленной скоростью.

Впервые эта проблема возникла в начале 2000-х годов, когда ослаб контроль за состоянием локомотивов и многие машинисты и ремонтники начали пополнять свои карманы деньгами, полученными за сданные в цветмет детали рекуперативного торможения. За один метр силового кабеля у приёмщиков металла можно было получить 200 руб., а за один полюс преобразователя от 500 до 1000 руб.

В результате, по моим данным, к 2005 году на Московской дороге оставалось около 30–40 исправных локомотивов. Спустя несколько лет началось восстановление системы на электровозах ВЛ10 и ВЛ10у, и в 2011году почти все локомотивы вновь обрели рекуперацию.

Однако с середины 2012 года ситуация начала меняться в худшую сторону. В бортовых журналах ТУ152 не стало вклеек, содержащих информацию о наличии медьсодержащих деталей, на записи о неисправности рекуперации перестали обращать внимание, и как результат – растёт число локомотивов с разграбленной системой рекуперации.

Между тем очень легко проследить, как именно разворовывается локомотив.

Сначала система работает нормально, что видно по изменяющимся показаниям счётчика рекуперации. Затем в связи с неисправностью или по злому умыслу в журнале ТУ152 появляются записи «Рекуперация не работает». При этом система пока укомплектована полностью. Спустя некоторое время появляются записи «Рекуперация разоборудована». С этого времени электровоз обречён. Вырезают кабели, снимают силовые перемычки, выламывают полюса. Всегда же можно сказать: «А он уже был такой. Вот записи...»

Судя по всему, пора вновь усилить контроль за сохранностью парка. Возможно, стоит начать вешать на двери высоковольтной камеры локомотива одноразовые пломбы с номерами, а не устаревшие свинцовые, которые легко перевешиваются на более тонкую проволоку. Ремонтным заводам необходимо разработать методику, не позволяющую в процессе эксплуатации разоборудовать преобразователи.

Если эту ситуацию не переломить, то через 2–3 года мы опять будем ездить на разграбленных локомотивах.

 

Источник: www.gudok.ru

19 февраля 2013