Ускорить движение

В доставке грузов важен баланс между технологическими возможностями сети и рыночными реалиями.
В последнее время основной помехой ритмичной работе сети становится переизбыток вагонного парка. Излишки оцениваются в 235 тыс. вагонов при потребности в 900 тыс. Дополнительная нагрузка снижает скорость поездов, а значит, увеличивает сроки доставки.
Сейчас 62% от всех просроченных отправок приходится на порожняк. За пять месяцев средняя скорость его доставки на 71 км/сут., или на 26% ниже скорости доставки грузов. Тогда как темпы увеличения парка вагонов за последние пять лет в 3,5 раза опережают темпы роста перевозок.
Как сообщил начальник управления коммерческой работы Центральной дирекции управления движением Анатолий Логинов, при снижении погрузки почти на 8,5% к 2007 году, когда более половины парка управлялось ОАО «РЖД», передача порожних вагонов по стыкам увеличилась в 2012 году на 6,7%. Заместитель генерального директора ЦФТО по планированию Виктор Стеценко отметил, что порожние вагоны стали камнем преткновения в организации перевозочного процесса. Во времена Госплана и Госснаба вся работа сети была направлена на обеспечение рациональности перевозок, сверхдальние и встречные перевозки тогда были попросту запрещены. Сейчас в порядке вещей перевозки дизтоплива с Куйбышевской на Дальневосточную. И всё потому, что на Камчатке не закупили соляр под боком – на Комсомольском НПЗ. Часты встречные перевозки удобрений, леса. 
А попытки отрегулировать потоки нередко натыкаются на недовольство бизнеса: слышатся упрёки в создании помех развитию производства. Но с ростом дальности перевозки увеличивается и порожний пробег. За пять месяцев оборот вагона вырос на 2,7 суток, или на 21%. Скорость порожних отправок осталась на уровне прошлого года, в целом же общая скорость выросла на 5,5%, до 238 км/сут. 
Ещё один фактор снижения скорости доставки – заметное превышение заявляемых по форме ГУ-12 объёмов реальных потребностей в погрузке. Причина – отсутствие финансовой ответственности за выполнение поданных заявок, ничем не ограниченные возможности их корректировки. ГУ-12 стали инструментом планирования не только гружёных, но и порожних вагонопотоков, а их недостоверность приводит к заадресовке значительного количества порожних вагонов к месту погрузки. 
В то же время результаты работы с полувагонами, направляемыми на Западно-Сибирскую, подтверждают: соблюдение баланса заявок и направляемого к местам погрузки порожняка – важнейший фактор качества эксплуатационной работы. 
Неограниченный приём к перевозке порожняка приводит к его массовому простою в отставленных поездах, а их на прошлую неделю было около 1300, и к рискам потерь из-за предъявления операторами претензий за невыполнение сроков доставки. ОАО «РЖД» при этом не имеет рычагов для перемещения невостребованных порожних вагонов. 
Как полагают операторы, есть все предпосылки для перехода к более качественному планированию – недельному или декадному. Исполнительный директор СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Дмитрий Королёв предлагает использовать в отношении порожнего рейса недельный уровень планирования – по предъявляемым уведомлениям на отправку порожняка. 
По его словам, операторы готовы планировать на более ранних сроках, на 3–5 суток раньше отправки порожнего вагона. Тут налаживание оперативного обмена данными возможно за счёт реализации дополнительного функционала в ЭТРАНе. Но операторы утверждают, что не находят понимания в этом вопросе с ОАО «РЖД». 
Между тем в компании реализуются мероприятия по совершенствованию технологий перевозок. Сформирована новая структура управления локомотивами на полигонах, реализуется программа развития движения поездов массой до 9 тыс. тонн до 2020 года. 
Один из эффективных методов ускорения продвижения вагонопотоков – повышение уровня маршрутизации. Действующим планом формирования поездов на станциях предусмотрена организация отправительских и технических маршрутов более 2600 назначений. Обеспечению своевременной доставки будет способствовать поэтапный переход на организацию движения грузовых поездов по расписанию. При этом в компании формируется и совершенствуется вертикаль управления сроками доставки на всех уровнях – как в центральном аппарате, так и в регионах. 
Первостепенная роль при формировании вертикали отводится взаимодействию диспетчерского аппарата центров управления перевозками ОАО «РЖД» с дорожными центрами управления перевозками, центрами управления местной работой, со смежными службами и другими участниками транспортного процесса. В этих целях в Центральной дирекции управления движением создан отдел контроля за сроками доставки грузов, а на региональном уровне – секторы, ответственные за их выполнение. 
В этом году предусмотрено внедрение автоматизированных систем, позволяющих рассчитывать убытки и риски от временного отставления грузовых поездов. Аналогичные новации реализуются и при взаимодействии с подразделениями правового департамента в ходе анализа причин вынесения судебно-арбитражных решений по искам об уплате пени за просрочку доставки грузов не в пользу ОАО «РЖД». 
Вводятся автоматизированные логический контроль полноты и качества оформления первичных документов и определение причин задержек. 
В этом году будет продолжена разработка технологической документации, главным образом в области автоматизации обеспечения сроков доставки. Прежде всего это альбом типовых форм актов общей формы на задержку грузов и порожних собственных вагонов, а также методики расчёта рисков финансовых потерь, связанных с временным отставлением поездов от движения, и определения ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки грузов и порожних собственных вагонов в международном сообщении. 
Облегчить бремя несения ОАО «РЖД» дополнительных санкций могло бы заключение с оператором соглашений по увеличению сроков доставки порожняка, направляемого в регионы массовой погрузки, и размещение избыточного парка на выделенных станциях отстоя. Их на сети 1247. В связи с этим ОАО «РЖД» подготовило новую редакцию проекта правил. Заместитель начальника правового департамента Алексей Васильев сообщил, что предлагается, в частности, увеличить срок доставки на одни сутки при отправлении порожних вагонов под погрузку назначением на станции Кузбасса. 
Компания выступает и за увеличение срока доставки при операциях, связанных с переадресовкой собственных порожних вагонов, а также для грузов, перевозимых на транспортёрах, и негабаритных грузов. Необходимо также урегулировать порядок исчисления сроков доставки, когда грузы перевозятся по нескольким инфраструктурам по одному перевозочному документу. 
Но для повышения эффективности перевозок, пожалуй, самым сложным решением будет поиск рационального баланса между технологическими и рыночными требованиями, который заложен в Едином сетевом технологическом процессе. Со стороны ОАО «РЖД» необходимо приблизить перевозочные технологии к потребностям транспортного рынка. Со стороны грузоотправителей и операторов – упорядочить логистику перемещения порожняка в соответствии с возможностями инфраструктуры, обеспечить равномерность предъявления груза. В итоге результат определится слаженностью взаимодействия всех участников рынка, его эффективной координацией федеральной и региональной властью. 


 

Источник: www.gudok.ru

9 июля 2013