Мониторинг сети в реальном времени

Мониторинг сети в реальном времениКак отметил на заседании правления ОАО «РЖД» президент компании Владимир Якунин, необходимо привести работу отрасли к такому состоянию, когда в едином центре будет концентрироваться информация о функционировании всех элементов сети и возникновении чрезвычайных ситуаций.

«Опыт показывает, что определённые элементы этой работы уже реализуются – в каждой сфере деятельности компании есть диспетчерский аппарат. Но при этом автоматизированной подачи данных в полном объёме не существует. Ситуационный центр должен не только предоставлять информацию о внештатной ситуации, но и быть инструментом анализа для её предотвращения», – сказал глава РЖД.

В компании уже реализуется стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса, которой предусмотрено создание СЦ. Разработаны нормативно-техническая документация и техническое задание на автоматизированные системы управления центра.

В составе СЦ будут сформированы подразделения «Безопасность движения», «Транспортная безопасность», «Пожарная безопасность» и «Прогнозирование и контроль погодных условий». Для более чёткой координации предполагается выделить направления «Высокоскоростное движение» и «Олимпийские объекты».

Генеральный директор ОАО «НИИАС» Сергей Ададуров, выступая на заседании правления, рассказал, что анализ базы случаев транспортных происшествий показал: каждой чрезвычайной ситуации предшествуют симптоматичные события, связанные с нарушением технологии выполнения той или иной работы. Выявляется ряд системных нарушений, которые в большинстве случаев находятся на стыке хозяйств. В связи с этим была поставлена задача разработать инструментарий и организационную структуру, которая была бы способна проводить мониторинг состояния безопасности движения и работать на опережение, предотвращая происшествия. Этим инструментом и должен стать ситуационный центр компании.

Таким образом, СЦ становится структурной единицей компании, работающей в двух режимах – штатном и в режиме ЧС.
В штатном режиме проводится мониторинг состояния безопасности, что позволяет работать на опережение. Для обеспечения этой работы необходимо разработать соответствующие методики оценки. Специалистами ОАО «НИИАС» сейчас проводится факторный анализ по всем хозяйствам, который ляжет в основу алгоритма программного обеспечения.
Режим ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в частности, предполагает, что центр будет вести контроль за движением восстановительных сил к месту возникновения ЧС.

На выставке в ЦНТИБ ОАО «РЖД» (в здании центра и проходило заседание правления) топ-менеджменту компании были представлены первые интерфейсные решения будущего СЦ. В частности, продемонстрирована работа на Куйбышевской дороге, где через спутник в режиме онлайн можно наблюдать за перемещением восстановительных поездов. Важнейшим компонентом является возможность прямой телетрансляции с места проведения работ, что также было продемонстрировано членам правления.
По мнению первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, для решения основных задач – мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, выявления рисков нарушения безопасности движения, выработки мер по минимизации дестабилизирующих факторов – и для принятия решений в СЦ должен быть обеспечен круглосуточный режим работы. При форс-мажорных обстоятельствах центр, не прекращая основной деятельности, должен трансформироваться в оперативный штаб по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

На заседании также были рассмотрены вопросы о новом графике движения пассажирских поездов, который вводится в действие с 30 мая, плане формирования грузовых поездов на 2010–2011 годы и об утверждении параметра участковой скорости в бюджетном плане ОАО «РЖД» на 2010 год.

Как отметил первый заместитель начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Павел Иванов, при разработке графика были учтены реальные возможности дорог для обеспечения максимальных потребностей в перевозках пассажиров и грузов, которые в 2010 году составят 140,5 млрд пасс.-км и 2385,9 млрд ткм грузов.

Одной из важнейших задач станет организация движения высокоскоростных поездов «Сапсан» на направлении Санкт-Петербург – Нижний Новгород. Также в новом графике учтено завершение реализации инвестпроекта «Организация высокоскоростного движения на направлении Москва – Санкт-Петербург» (в рамках проекта, в частности, обеспечен ввод свыше 47 км новых линий, 101,6 км вторых путей и около 175 км станционных путей).

Для организации массовых детских перевозок предусмотрено выделение отдельных «ниток» графика, которые обеспечивают прохождение поездами станций на побережье в светлое время суток.

В целях повышения энергоэффективности пассажирских перевозок в 2009 году разработаны и введены в действие на некоторых направлениях энергооптимальные графики, в 2010 году эта работа будет продолжена.

Кроме того, график движения грузовых поездов предусматривает рост передачи вагонов на 20%. Средний вес поезда увеличен на 40 тонн. Повышены участковая и техническая скорость.

До 30 мая 2010 года работы по вводу в действие нового графика движения и плана формирования поездов будут завершены.
Что касается инвестиционной программы 2010 года, то её приоритетом правление компании назвало выполнение заданий на олимпийских объектах ОАО «РЖД».

Источник: www.gudok.ru

26 мая 2010