Чистота в аренду

ООО «Трансойл» получит в аренду промывочно-пропарочную станцию в Киришах (Ленобласть), которую до сих пор арендовала ОАО «ПГК».

Как сообщил «Гудку» главный инженер департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Александр Комиссаров, документы для передачи ППС Кириши Октябрьской железной дороги в аренду «Трансойлу» уже готовятся. «Компания рассматривает такую возможность, но на данном этапе рано говорить о передаче, как о свершившемся факте», – сообщили в пресс-службе «Трансойла». В Первой грузовой, в свою очередь, говорят, что решение о смене арендатора было принято совместно РЖД, ПГК и «Трансойлом». Передачу в «дочке» РЖД объясняют тем, что основная погрузка на станции Кириши осуществляется именно «Трансойлом».

ОАО «РЖД» вскоре планирует сдать в аренду ещё пять ППС (см. справку).

Перевозчики нефтеналивных грузов отмечают, что передача большинства промывочно-пропарочных мощностей в частное управление ограничивает конкуренцию на рынке, и упрекают арендаторов в неэффективной работе и необоснованном завышении тарифов.

Главный юрисконсульт компании «Трансойл» Екатерина Рыбина отмечает, что с момента передачи ППС в аренду Первой грузовой услуги станций подорожали (рост составил от 10% до 90%).
«Учитывая значимость ППС в циклах бизнес-процессов, считаем, что обработка вагонов на станциях массового налива должна определяться как монопольная деятельность, – заявила Екатерина Рыбина. – Очевидно, это вопрос оценки ФАС России».

«ФАС потенциально могло бы вмешаться, но не в части регулирования тарифов на эти услуги вообще, а обратить внимание на то, что тарифы для ПГК на её ППС меньше, чем тарифы для других компаний», – говорят, в свою очередь, в «Газпромтрансе».

Начальник отдела железнодорожного транспорта управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Голополосов говорит, что ведомство «занимается проблемой ППС», но какое решение в итоге будет принято, пока что сказать трудно.

В ПГК между тем утверждают, что проверка ФАС не выявила в действиях компании никаких нарушений. До февраля 2010-го стоимость услуг ППС оставалась той же, что была, когда станция находилась в ведении ОАО «РЖД», отмечает заместитель генерального директора по техническому развитию ОАО «ПГК» Сергей Калетин. Новые расценки на услуги, действующие с 1 февраля, по его словам, не превышают среднерыночных, а по большинству позиций – ниже среднесетевых.

«Рост цен по компании в зависимости от вида подготовки и каждой конкретной ППС составил от 14 до 33% и в среднем не превысил 25%. Повышение вызвано увеличением цен на услуги сторонних организаций и продавцов, на пар, техническую и питьевую воду, электроэнергию, транзит пара и невозврат конденсата», – пояснил Сергей Калетин. Он также напомнил, что по договору аренды компания имеет инвестиционные обязательства. В 2009–2010 годах ПГК вложила 101,7 млн руб. в реконструкцию и развитие ППС, в общей сложности до 2012 года будет инвестировано 2,2 млрд.

По словам Сергея Калетина, другие арендаторы ППС зачастую завышают цены на свои услуги, не объясняя причин. Компания «РИКО» повысила цены на ППС Нефтяная в среднем на 40%, – говорит он. – На ППС Дзёмги (арендатор – «Нефтетранссервис») с 1 июля стоимость подготовки четырёхосной цистерны из-под тёмных нефтепродуктов выше, чем на нашей ППС Никель, на 40% и на 86% выше, чем на ППС Ачинск. А очистка цистерн из-под тёмных нефтепродуктов под налив светлых на Дзёмги выше на 100% и 174% соответственно», – отмечает Сергей Калетин.

«Мы действительно подняли цены на услуги ППС Нефтяная, – говорит замгенерального директора ЗАО «НПГБ РИКО» Аркадий Мейтин. – Причина – повышение тарифов на поставку пара, уборку-подачу вагонов и другие важные технологические операции. ОАО «РЖД» получает это всё по льготным тарифам». Он также ссылается на обязательства по реконструкции ППС (развитие станции Нефтяная обойдётся примерно в 400 млн руб.).

По словам Евгения Цымбала, гендиректора ООО «ППК «Дзёмги», незначительное повышение цен для клиентов ПГК (до 3%) связано с введением единого прейскуранта для всех заказчиков. Он утверждает, что принципиальная позиция компании – не взвинчивать цены. И это несмотря на то что цены на мазут растут (его компания покупает на рынке у независимых трейдеров в отличие от ОАО «РЖД», которое приобретает топливо централизованно у нефтяных компаний), а затраты на оплату труда в Комсомольске-на-Амуре выше, чем в центральных регионах на 80% из-за северных и районных надбавок.

«Подлинно рыночные механизмы регуляции включаются, если в одном отдельном регионе функционируют несколько ППС», – отмечает Аркадий Мейтин. Сейчас же каждая ППС – локальный монополист на своей дороге, и, по мнению участников рынка, вмешательство ФАС проблему не решит. Для создания конкуренции нужно, чтобы хотя бы процентов двадцать из ППС находились в частных руках, но не у одного собственника, считает один из топ-менеджеров ООО «Балттранссервис».

Но далеко не все готовы арендовать станции на условиях, предлагаемых ОАО «РЖД». «Мы смотрели несколько вариантов, но нам предлагали какие-то немыслимые ставки аренды, и если бы мы пошли на этот шаг, то должны были бы вложить в развитие ещё более 300 млн руб.», – говорит представитель «Балттранссервиса».

Некоторые частные компании начали строить свои мощности, но пока процесс идёт не очень активно. «Строить свою станцию гораздо дороже, чем эксплуатировать арендованную у ОАО «РЖД», даже с учётом модернизации», – говорит источник в «Газпромтрансе».

ОАО «РЖД» не планирует развивать промывочно-пропарочные мощности, переложив эту задачу на арендаторов. По словам Александра Комиссарова, конкурсные процедуры по аренде оставшихся ППС будут включать в себя инвестусловия по внедрению экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий, рекультивации земель, ремонт, обустройство самих станций. По мнению представителя ОАО «РЖД», выполнение этих условий и усиление мощностей действующих ППС способны обеспечить нормальный режим работы и при существующем количестве промывочно-пропарочных станций.

Справка «Гудка»

В аренде у ПГК находятся ППС на следующих станциях: Кириши, (ОЖД, передаётся «Трансойлу»), Зелецино (ГЖД), Осенцы (СвЖД), Никель (ЮУЖД), Комбинатская (ЗСЖД), Ачинск (КрЖД), Сызрань (КбшЖД), Татьянка (ПривЖД), В аренде у «РИКО» пропарочно-промывочные станции: Аллагуват (КбшЖД), Нефтяная (ПривЖД), Суховская-Южная (ВСЖД).

У «Нефтетранссервиса» – ППС Дзёмги (ДВЖД).

В управлении ОАО «РЖД» пока находятся ППС: Стенькино (МЖД), Аксарайская (ПривЖД), Новоярославская (СЖД), Афипская (СКЖД), Суховская (ВСЖД).


Источник: www.gudok.ru

15 июля 2010