Залог безопасности. В 2010 году количество противоправных вмешательств в деятельность РЖД стало меньше.

В 2010 году количество противоправных вмешательств в деятельность РЖД стало меньше.

Что сегодня предпринимается со стороны компании для стабилизации обстановки на железных дорогах?

– Компания вкладывает значительные средства в охрану объектов железнодорожного транспорта, в оснащение их техническими средствами обеспечения безопасности, и эти затраты ежегодно увеличиваются. Так, в 2010 году ОАО «РЖД» выделено для обеспечения охраны своих объектов на 1,5 млрд руб. больше, чем в 2007 году.

Наиболее важные объекты охраняются подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, а объекты железнодорожного транспорта общего пользования, не относящиеся к этой категории, охраняются работниками частных охранных организаций. Всего находятся под охраной более 5300 объектов.

С учётом трагических событий, связанных с подрывом «Невского экспресса» 27 ноября 2009 года, а также в связи с открытием высокоскоростного движения на участке Москва – Санкт-Петербург в компании приняты дополнительные меры по обеспечению безопасности движения пассажирских поездов на данном участке.

Для повышения уровня защищённости разработана и принята концепция защиты инфраструктуры высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, в соответствии с которой создаётся сеть опорных пунктов охраны и ситуационных центров с последующей интеграцией последних в ситуационный центр мониторинга безопасности магистрали, осуществляется оснащение объектов современными техническими средствами охраны. К настоящему моменту на магистрали Москва – Санкт-Петербург оборудованы системами технических средств охраны 30 объектов, в том числе 8 вокзалов, 7 мостов, 2 станции, 2 депо и 3 парка отстоя и формирования пассажирских поездов.

Что касается состояния безопасности на железных дорогах Северо-Кавказского региона и принимаемых нами мерах, об этом достаточно подробно было рассказано в интервью заместителя начальника СКЖД по безопасности и режиму Андрея Варова («Гудок» от 26.11. 2010).

Отдельно необходимо упомянуть о безопасности объектов железнодорожного транспорта с массовым пребыванием людей, таких как вокзальные комплексы. С учётом ограниченных возможностей транспортной милиции в этом году было принято решение о привлечении к охране вокзалов частных охранных организаций, сотрудники которых обеспечивают безопасность на платформах и вокзальных помещениях, на стоянках. Всего на объектах Дирекции железнодорожных вокзалов ежесуточно задействовано более 800 работников ЧОПов. Совместными усилиями за 10 месяцев текущего года на территории вокзальных комплексов за различные правонарушения задержано и привлечено к административной ответственности более 3600 человек.

– Вы упомянули об обеспечении безопасности на участ­ках Москва – Санкт-Петербург, но у нас открыты и открываются другие направления высокоскоростного движения. Какие меры безопасности будут предприняты на новых направлениях?

– Конечно, принимая во внимание, что к безопасности высокоскоростных магистралей предъявляются повышенные требования, ОАО «РЖД», открывая новые скоростные направления, заранее планирует и проводит мероприятия по обеспечению их безопасности.
Как известно, открыто скоростное направление Москва – Нижний Новгород, а c 12 декабря началось скоростное движение по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки. Для обеспечения безопасности на участке Москва – Нижний Новгород организовано патрулирование силами частной охранной организации участка Москва – Петушки, увеличена численность работников совместных специализированных групп из числа сотрудников милиции и ведомственной охраны на станциях Орехово-Зуево и Москва-товарная- Курская. В дальнейшем планируется на участке Москва – Нижний Новгород создать комплексную систему обеспечения безопасности аналогичную той, которая вводится в действие на магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Подобные мероприятия проводятся и на направлении Санкт-Петербург – Хельсинки.
Кроме того, учитывая, что законодателями разрабатываются нормативные правовые акты, предписывающие проведение досмотра пассажиров и их багажа при посадке на высокоскоростные поезда, в ОАО «РЖД» запланированы работы по обустройству вокзальных комплексов и платформ досмотровым оборудованием.

Мы планируем в 2011 году таким оборудованием оснастить 11 вокзалов направлений Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, Санкт-Петербург – Хельсинки. Кроме того, учитывая крайне сложную обстановку на Северо-Кавказской железной дороге, аналогичные меры предусмотрены на 23 вокзалах транспортной инфраструктуры Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

– Масштабы российских железных дорог велики и на каждый объект не выставишь пост охраны. Каким образом вы планируете обеспечить безопасность на всей сети железных дорог?
– Как я уже сказал, ОАО «РЖД» тратит значительные средства на охрану объектов железнодорожного транспорта. На сети насчитывается около 400 тыс. объектов железнодорожного транспорта общего пользования. Из них 80 тыс. объектов относится к наиболее важным. На настоящий момент физической охраной охвачена только часть из объектов, на которых необходимо её организовать в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, разрабатываемыми Минтрансом. Однако дальнейшее увеличение числа охраняемых объектов экономически нецелесообразно, так как транспортная компания служит для перевозки людей и грузов и не может тратить значительную часть своего бюджета на услуги охранных организаций.

Выход из этой ситуации один – внедрение на железных дорогах технологии охраны с приоритетом применения современных технических средств охраны и организация ситуационных центров безопасности. В этом случае охранники будут заменены операторами комплексных систем безопасности, а для принятия мер к задержанию правонарушителей будут организованы подвижные группы, оснащённые современными средствами доставки на место происшествия.

Формирование систем технических средств охраны в ОАО «РЖД» осуществляется с учётом отечественного и зарубежного опыта (работники компании ознакомились с опытом обеспечения безопасности на дорогах Германии, Китая, Франции, Испании и других стран). В департаменте безопасности и Центре транспортной безопасности ОАО «НИИАС» только в текущем году рассмотрено более 400 предложений российских и иностранных фирм, направленных на обеспечение безопасности. На основании результатов испытаний, проводимых на создаваемом специальном полигоне, будут отобраны наиболее эффективные системы технических средств охраны.

– В соответствии с законом «О противодействии терроризму» безопасность является функцией органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как, на ваш взгляд, разделены полномочия компании и государства в обеспечении безопасности?
– В практической плоскости компания ощущает поддержку со стороны государства в выполнении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности.
Так, после событий 27 ноября 2009 года ОАО «РЖД» была выделена государственная субсидия в размере 1 млрд руб. на защиту магистрали Москва – Санкт-Петербург. Следует отметить и реакцию государственных органов на озабоченность компании продолжающимися террористическими актами на Махачкалинском отделении СКЖД, когда по просьбе ОАО «РЖД» были выделены дополнительные силы внутренних войск, ОМОНа и других подразделений МВД России.

В то же время норм, регулирующих вопросы государственного участия в обеспечении транспортной безопасности, разграничивающих финансовую ответственность государственных органов и субъектов транспортной инфраструктуры за реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, не установлено.

Предварительные расчёты показывают, что общий объём необходимого финансирования мероприятий по оценке уязвимости и осуществлению планов обеспечения безопасности только наиболее важных объектов ОАО «РЖД» (как указывалось ранее, их около 80 тыс. объектов) составляет более 500 млрд руб.

Становится очевидным, что решение проблем транспортной безопасности объектов компании невозможно реализовать только за счёт собственных средств, особенно в случаях возникновения угрозы совершения террористических актов.

В сложившихся условиях необходим баланс ответственности между государственными органами и транспортными компаниями. Учитывая определённые пробелы в правовом регулировании вопросов безопасности на транспорте, на совместном заседании комитетов по безопасности и транспорту Госдумы было принято решение о доработке федерального закона «О транспортной безопасности». В комиссию по доработке закона включены и представители ОАО «РЖД». Я надеюсь на скорейшую выработку соответствующих поправок и их внесение на рассмотрение Госдумы.

– В связи с напряжённой обстановкой на Северном Кавказе и предстоящими в 2014 году Олимпийскими играми в Сочи расскажите, что предпринимается для обеспечения безопасности олимпийских объектов, в строительстве которых участвует ОАО «РЖД»?

– Объекты, строительство которых поручено ОАО «РЖД», не связаны с проведением олимпийских состязаний, а относятся к транспортной инфраструктуре для доставки спортсменов и гостей к местам соревнований, и соответственно требования к обеспечению их безопасности несколько ниже, чем на самих олимпийских объектах.

Однако со стороны ОАО «РЖД» предпринимаются все необходимые меры по обеспечению безопасности строящихся объектов, включая организацию охраны, пропускного режима и проведение досмотровых мероприятий.

Выделены средства и начато оборудование грузовых дворов техническими средствами охраны. После получения от ГК «Олимпстрой» перечня рекомендуемого досмотрового оборудования будут закуплены приборы для проверки грузов и оборудования на наличие взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ.

Ведётся разработка систем безопасности объектов железнодорожного транспорта, связывающих олимпийские объекты (совмещённая автомобильная и железная дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», железная дорога Адлер – аэропорт). Как и на высокоскоростных участках железных дорог, здесь будут установлены современные технические средства охраны, организована комплексная система безопасности. Охрана объектов будет поручена подразделениям ведомственной охраны железнодорожного транспорта.

– Как вы можете охарактеризовать результаты работ по обеспечению транспортной безопасности российских железных дорог за год?

– Я считаю, что блоком, ответственным за обеспечение безопасности (департамент безопасности и региональные центры безопасности) при безусловной поддержке правления компании, его первых руководителей, сделано максимально возможное с учётом реального финансирования. Многое, о чём я говорил выше, находится в стадии проектирования и результаты мы получим позднее, по мере ввода в эксплуатацию систем безопасности на наиболее важных участках.

Однако проведённые в этом году организационные, технические мероприятия, усовершенствованная внутренняя нормативная база позволили повысить эффективность действующей системы обеспечения безопасности, подтверждением чего является снижение количества фактов противоправного вмешательства в деятельность компании, включая разоборудование и хищение деталей пути, СЦБ, актов вандализма и др. Эта система даёт возможность снизить количество правонарушений на объектах инфраструктуры, повысить уровень безопасности пассажиров и работников, оперативно реагировать на угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОАО «РЖД».

Для достижения более высокого уровня безопасности объектов ОАО «РЖД», пассажиров, наших работников необходимы совместные усилия компании и органов исполнительной власти. Мы будем и дальше работать в этом направлении и надеюсь, что совместными усилиями добьёмся требуемого результата. В этом я оптимист, так как залогом этого являются профессионализм и ответственность сотрудников компании, ответственных за выполнение задачи по обеспечению безопасности.

Источник: www.gudok.ru

13 декабря 2010