Мощной пятернёй с наколотой когда-то по дурости татуировкой Love Карпов расправил хрусткую самодельную карту. На ней крестиками были отмечены названия станций. Грузовой состав Карпов изобразил тщательно и весьма достоверно.
Ему всегда нравились железные дороги, которые проходили прямо под окном их барака на станции Рязань-2. Он мог часами наблюдать, как маневровый тепловоз, посвистывая, играет вагонами в железнодорожные шахматы, слушать таинственные голоса невидимых женщин, которые командовали установить что-то на третий путь. Правда, когда пришло время выбирать, он выбрал совсем другую дорогу.
В 2008 году он с дружками вынес из частного дома телевизор, видеоплеер и картины. В подражание ворам из группировки «Чёрная кошка» на дорогих обоях он ловким движением изобразил большого карпа. И, видимо, был всё же талантливым учеником, раз спустя годы старый учитель определил его почерк. По иронии судьбы, ученик обокрал учителя. Тот его пожалел, и вор получил срок по минимуму. На зоне Карпов нашёл нового друга по кличке Цырла. Они сошлись на «любви» к «железке». Тот был спец по подмене пломб, замков и прочих устройств. Освободившись, он и надоумил сокамерника вскрыть контейнер с деталями для АВТОВАЗа.
Операция прошла успешно, несколько ящиков с инжекторами и амортизаторами для «Жигулей» были сброшены под обочину, где их подобрал подельник с машиной.
Тем временем поезд прибыл на станцию Рузаевка.
Бригадир пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов Сергей Пузанков шёл вдоль составов с двумя приёмщиками поездов. Он тоже с детства любил железную дорогу. В Рузаевке, где даже по гербу города на всех парах несётся паровоз, работа на железнодорожном транспорте – это даже не ремесло, а образ жизни, впитанный с молоком матери и запахом спецовки отца. У Сергея паровоз водил дед, отец был помощником машиниста тепловоза. А их сын и внук решил попробовать себя на ином поприще. Ему нравилась работа сортировочных станций, драйв и мощь свистящих на замедлителях вагонов. Окончив местный железнодорожный техникум, а затем Самарский государственный университет путей сообщения, он вернулся на родную станцию. Правда, не на сортировку, а в пункт коммерческого осмотра. Некоторое время ходил в приёмщиках поездов. Романтики было мало, но, странное дело, эта работа оставляла ощущение весомости. Она не повторялась нудной рутиной, а гнала утром, словно на футбольный матч. Все расстановки вроде известны, инструкции тренера тоже, а счёт не угадаешь.
В тот день бригадир Пузанков шёл на пост, где находится система видеонаблюдения АСКОПВ (автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов). Три видеокамеры в пункте прибытия поездов записывают проход вагона с трёх позиций, с боков и сверху. Запись позволяет увидеть целостность люков на цистернах, ЗПУ (запорно-пломбировочное устройство) на контейнерах, сцепок между вагонами. Ни один состав, заходящий на расформирование, не проходит мимо этого всевидящего ока. Система значительно облегчила жизнь и труд железнодорожников, но пока не заменила человека.
Взгляд Сергея как-то сразу зацепил ЗПУ (запорно-пломбировочное устройство) на 56-м вагоне. С одной стороны, замок как замок, но что-то в нём было странное. Он подошёл к вагону. И чутьё не подвело: ЗПУ оказался подделкой, номеров на нём не было, а тросик вставлен аккуратно в паз и залит эпоксидной смолой. Он подозвал приёмщика и сверился с документами. В контейнере – груз в Тольятти, запчасти для автозавода. Пузанков доложил начальнику станции по грузовым перевозкам Евгению Анатольевичу Бочарову, затем составил акт, сфотографировал фальшивку и вызвал сотрудников железнодорожной полиции. Вагон отцепили и отогнали на запасной путь.
Началось расследование…
Тем временем Карпов и подельники уже распродали тайком шесть коробок добра. Оставалось ещё пять. Но сотрудники полиции, отмотав назад весь путь вагона по документам, выследили тайник и взяли воров с поличным. Неизвестно, остепенятся ли Карпов и Цырла, выйдя через три года на свободу. Но, по словам Пузанкова, хищения из вагонов и цистерн в пути следования грузов в этом году практически сошли на нет.
Эта история – эпизод всего лишь одного дня работы его бригады.
А дней этих вон сколько в году. Вся практика их работы говорит, что на дороге глаз да глаз нужен. То обнаружат прорубы топором, то ослабнет крепление грузов, недосчитаются металлолома, щебня или, наоборот, обнаружат перевес.
– Мы работаем честно и открыто с каждым клиентом, у каждого из них на руках есть инструкции, условия перевозки различных грузов. Большинство их придерживаются. Но всегда есть и, наверное, будут те, кто пытается хитрить, – говорит Сергей. – Вот в прошлом месяце был случай: вместо допустимых 64 тыс. тонн груза отправитель запихнул в вагон 68. И не думал, что из-за этого может автосцепка полететь или ещё что-то случиться. В Рузаевке каждый вагон взвешивают. Когда выявляется перевес, начинают охать и ахать. А по закону грузоотправитель должен компенсировать все затраты, которые мы понесли по его вине. И заплатить штраф в пятикратном размере.
Только за один месяц работники пункта коммерческого осмотра Рузаевки принесли в казну РЖД 550 тыс. руб. Но это вовсе не цель, задача у них – обеспечить безопасность движения и сохранность грузов. Такая у них работа.
Источник: www.gudok.ru
2 октября 2011